Размер:
Цвет:

за 2012 год

Приложение

к письму № 03-Исх-88 от «25» января 2013 г.

 

Сведения к итогам социально-экономического развития
за 2012 год

 

В 2012 году была продолжена работа, направленная на повышение эффективности использования бюджетных средств инструментами планирования и размещения государственного заказа, а также на обеспечение исполнения требований законодательства РФ. Основные векторы данной работы в Ханты-Мансийского автономном округе - Югре (далее - автономный округ) были заданы изменениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 94-ФЗ), вступившими в силу в 2012 году, задачами, поставленными Президентом Российской Федерации, Губернатором автономного округа, Правительством автономного округа, целевыми программами автономного округа.

Так во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (пункт 2, подпункт «б», абзац 4), Правительством автономного округа принято постановление от 04.10.2012 № 369-п, которым утвержден Порядок публичного обсуждения размещаемых заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд автономного округа на сумму свыше 1 млрд. рублей, устанавливающий обязанность проведения общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) на сумму свыше 1 млрд. руб.

В декабре 2012 года уполномоченным органом в сфере размещения заказа автономного округа проведены общественные обсуждения закупок товаров (работ, услуг) по двум открытым аукционам в электронной форме  с начальными (максимальными) ценами контрактов 2,689 млрд. руб. и 2,548 млрд. руб. Предметом торгов являлось выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и сооружений на них.

Во исполнение послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010, протокола заседания межведомственного Совета при Губернаторе автономного округа по противодействию коррупции, в рамках реализации целевой программы автономного округа «Информационное общество – Югра» на 2011 - 2013 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 19.10.2010 № 265-п, проведены технологические работы по развитию Автоматизированной информационной системы «Государственный заказ» - создана подсистема предотвращения и выявления правонарушений в сфере размещения заказов.

Во исполнение постановления Правительства автономного округа от 08.06.2011 №207-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Повышение эффективности бюджетных расходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2013 года» разработаны и утверждены типовые государственные контракты (договоры) на закупку товаров и услуг, связанных с безопасностью и здоровьем граждан. Эта мера направлена на усиление контроля органами государственной власти автономного округа за исполнением условий государственных контрактов, при разработке проектов государственных контрактов и по повышению ответственности поставщиков за неисполнением обязательств по государственным контрактам уполномоченным органом.

В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 20.04.2006 №86-п «Об уполномоченных органах в сфере размещения заказа», постановлением Правительства автономного округа от 02.12.2011 №445-п «Об утверждении порядка формирования и исполнения плана государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», осуществлен переход к электронному документообороту между заказчиками и уполномоченным органом при планировании, формировании и размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. При этом разработаны и утверждены: Регламент пользования автоматизированной информационной системой «Государственный заказ»; типовое соглашение между участниками электронного взаимодействия при размещении государственного заказа; регламент взаимодействия при электронном документообороте. Заключено 239 соглашений между заказчиками и уполномоченным органом в сфере размещения заказа.

Делегация автономного округа приняла участие в 8-ом Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ-2012». В ходе работы «Госзаказ-2012» представители автономного округа приняли участие в пленарных заседаниях и дискуссиях, провели рабочие встречи с представителями делегаций субъектов РФ (Сахалинская обл., Пермский край, Кемеровская обл., Ставропольский край и т.д.) в ходе которых осуществлен обмен опытом в сфере размещения заказов. По итогам форума, Депгосзаказа Югры награжден дипломом за активное участие в Восьмом Всероссийском форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ-2012».

В 2012 году продолжена работа по повышению уровня профессиональной подготовки специалистов в сфере размещения государственного и муниципального заказов, при этом особое внимание было уделено переходу на федеральную контрактную систему.

Так в апреле 2012 года проведены курсы повышения квалификации государственных и иных заказчиков автономного округа по теме: «Федеральная контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг», обучено 130 человек.

В мае 2012 года проведен семинар по теме: «Размещение государственного заказа путем проведения открытых аукционов в электронной форме в соответствии с главой 3.1 Федерального Закона № 94–ФЗ», в котором приняло участие более 250 человек.

В сентябре 2012 года проведен семинар по теме: «Федеральная контрактная система. Практические вопросы применения Федерального Закона № 94–ФЗ», в котором приняло участие более 330 человек.

Одним из инструментов повышения эффективности расходования бюджетных средств автономного округа является повышение качества планирования расходов, существенная составляющая которой - планирование закупок. В автономном округе в этих целях формируется план государственного заказа автономного округа.

План государственного заказа автономного округа, сформированный на 2012 год, составил 30,7 млрд. руб.

Информация о распределении плана государственного заказа между главными распорядителями бюджетных средств представлена на диаграмме 1, при этом основная сумма плана государственного заказа 24,45 млрд. руб. (80%) приходится на:

-   Депздрав Югры – 11,63 млрд. руб. (38 % от общей суммы плана). Доминирующими закупками являются: поставка медикаментов, расходных медицинских материалов, медицинской аппаратуры, услуги в области здравоохранения;

-   Депсройэнергетики и ЖКК Югры – 3,92 млрд. руб. (13 %). Доминирующими закупками являются: строительные работы и услуги строительства;

-   Депдорхоз и транспорта Югры – 4,15 млрд. руб. (14 %). Доминирующими закупками являются: строительные работы, услуги по обеспечению функционирования дорожного хозяйства;

-   Депобразования и молодежи Югры – 1,73 млрд. руб. (6 %). Доминирующими закупками являются: услуги в области образования, комплексные коммунальные услуги, поставка пищевых продуктов и напитков;

-   Депимущества Югры – 1,67 млрд. руб. (5 %). Доминирующими закупками являются: строительные работы, капитальный ремонт зданий;

-   Депсоцразвития Югры – 1,35 млрд. руб. (4 %). Доминирующими закупками являются: комплексные коммунальные услуги и поставка продуктов питания.

План государственного заказа автономного округа в 2012 году исполнен на 97%, что составляет сумму 29,7 млрд. руб. В том числе основная сумма приходится на:

-   Депздрав Югры – 11,06 млрд. руб. (37 % от общей суммы);

-   Депсройэнергетики и ЖКК Югры – 1,79 млрд. руб. (6 %);

-   Депдорхоз и транспорта Югры – 4,27 млрд. руб. (14 %);

-   Депобразования и молодежи Югры – 2,55 млрд. руб. (9 %);

-   Депимущества Югры – 1,35 млрд. руб. (5 %);

-   Депсоцразвития Югры – 1,41 млрд. руб. (5 %).

 


Диаграмма 1

 

Информация о размещении государственного заказа между главными распорядителями бюджетных средств в 2012 году представлена на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Показателем, характеризующим эффективность планирования размещения государственного заказа в автономном округе, определена доля объема размещенного государственного заказа в IV квартале к общему годовому объему в соответствующем финансовом году. Данный показатель в 2012 году сравнении с 2011 годом снизился на 5,5%, и достиг 19,5%. что свидетельствует о повышении эффективности  планирования государственных закупок и об обеспечении своевременности размещения государственного заказа.

В целях расширения доступа субъектов малого предпринимательства к государственным и муниципальным заказам Законом 94-ФЗ, данной категории предоставлены преференции при участии в размещении заказов, а также установлена для заказчиков норма закупок у субъектов малого предпринимательства.

В 2012 году государственными и муниципальными заказчиками планировалось разместить у субъектов малого предпринимательства
6,8 млрд. руб. или 13 % от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, закупаемых по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 642, в том числе:

- государственными заказчиками 2,1 млрд. руб. или 12,5 %;

- муниципальными заказчиками – 4,7 млрд. руб. или 13,5%.

Размещение заказа государственными и муниципальными заказчиками у субъектов малого предпринимательства в 2012 году составило 6,87 млрд. руб. или 13,38%, в том числе:

- государственными заказчиками - 2,13 млрд. руб. или 12,73%;

- муниципальными заказчиками – 4,74 млрд. руб. или 13,7%.

В рамках сформированного плана государственного заказа автономного округа в 2012 году проведено 9546 процедур закупок на общую сумму 27,730 млрд. руб., в том числе, самостоятельное размещение заказа государственными заказчиками путем проведения торгов в соответствии с полномочиями составило 1346 процедур на сумму 2,212 млрд. руб.

Уполномоченным органом и государственными заказчиками проведено закупок (диаграмма 3):

-   открытых конкурсов - 212 процедур торгов на сумму
3,185 млрд. руб.;

-   открытых аукционов в электронной форме – 3041 процедуры торгов на сумму 22,978 млрд. руб.;

-   запросов котировок - 6293 процедуры на сумму 1,567 млрд. руб.

Показателем, характеризующим прозрачность и доступность государственного заказа в автономном округе, определена «доля аукционов в размещении государственного заказа, проведенных в электронном виде». За 2012 год данный показатель по сравнению с 2011 годом повысился (на 13%) и достиг 83% от суммы размещенного государственного заказа на торгах и запросах котировок, что свидетельствует о высокой прозрачности закупок в автономном округе.

Показателем эффективности размещения заказа является экономия бюджетных средств, которая в 2012 году при размещении заказов составила 1,797 млрд. руб. т.е. более 6% от суммы размещенного государственного заказа.

Уполномоченным органом в 2012 году проведено
1907 процедур торгов на сумму 23,951 млрд. руб., в т.ч.:

-   открытых конкурсов – 192 на сумму 3,095 млрд. руб.;

-   открытых аукционов в электронной форме – 1715 на сумму
20,856 млрд. руб.

Диаграмма 3

 

По сравнению с 2011 годом сумма размещенного заказа в 2012 году увеличилась на 12% (2,91 млрд. руб.).

Из всего объема проведенных уполномоченным органом торгов состоялись 39,6 %. Доля состоявшихся торгов увеличилась на 3 % по сравнению с 2011 годом.

Основными причинами, по которым не состоялись торги, являются:

-   не подана ни одна заявка на участие в торгах;

-   подана одна заявка на участие в торгах;

-   отказ в допуске к участию в торгах всем участникам размещения заказа;

-   отказ в допуске единственному участнику размещения заказа к участию в торгах.

Таблица 1

Доля состоявшихся торгов, проведенных уполномоченным органом

Способ размещения заказа

Количество процедур

В т.ч. количество состоявшихся процедур

Состоявшихся процедур, %

Открытый конкурс

192

84

43,8

Открытый аукцион в электронной форме

1715

672

39,2

Итого

1907

756

39,6

 

 

Распределение закупок по товарным группам (диаграмма 4) свидетельствует о том, что расходы бюджета автономного округа носят социальный характер. Они направлены на решение в долгосрочной перспективе социальных проблем, улучшение материальной базы в социальной сфере, доступность и высокое качество здравоохранения, улучшение жилищных условий и повышение качества жилищно-коммунальных услуг, развитие транспортной инфраструктуры и т.д.

 

Диаграмма 4

 

 

В 1715 аукционах, проведенных уполномоченным органом, приняли участие 3756 участников размещения заказа. В среднем на один аукцион приходится 2-3 участника размещения заказа.

За отчетный период зарегистрировано 18181 государственных контрактов (таблица 2, диаграмма 5).

Таблица 2

Информация о заключенных контрактах в рамках государственного заказа автономного округа

Способ размещения заказа

Кол-во заключенных контрактов

Сумма заключенных контрактов

Шт.

% от общего объема закупок

Млрд. руб.

% от общей суммы закупок

Открытый конкурс

260

1

2,63

10

Открытый аукцион в электронной форме

3124

17

15,56

60

Запрос котировок

5383

30

1,29

5

Единственный поставщик

9414

52

6,39

25

Итого

18181

100

25,87

100

Расхождение между информацией о размещении заказов и сведениями, внесенными в реестр контрактов, обусловлено несостоявшимися закупками, полученной экономией, повторными процедурами, требованиями законодательства о сроках заключения контракта и т.п.

 

Диаграмма 5

Данные о зарегистрированных контрактах сформированы на основании сведений включенных в реестр государственных контрактов на  официальном сайте.

Высокую эффективность работы системы размещения заказов в автономном округе характеризует  незначительный объем оспариваемых в судебных и контрольных органах действий заказчиков, уполномоченного органа и комиссий при размещении заказов.

Так в 2012 году в рамках судопроизводства, было подано 39 исковых заявлений связанных с действиями государственных заказчиков автономного округа, конкурсной/аукционной комиссий при размещении заказов уполномоченным органом из которых 4 находятся на стадии рассмотрения. По рассмотренным 35 исковым заявлениям в 33 случаях решения были приняты в пользу уполномоченного органа и заказчиков автономного округа.

В рамках административного производства в ФАС по автономному округу на действия государственных заказчиков автономного округа, конкурсной /аукционной комиссий, уполномоченного органа при размещении заказов уполномоченным органом, было подано 108 жалоб, из них только 2 жалобы признаны частично обоснованными и 2 жалобы признаны обоснованными. Обоснованность жалоб связана с расхождением норм права (коллизия норм права), регулирующих сходные отношения. Все решения и предписания, выданные антимонопольным органом, в настоящее время обжалуются в суде.

В целях повышения эффективности государственного заказа в автономном округе с 2010 года осуществляется мониторинг сведений о контрактах на официальном сайте.

Мониторинг государственных контрактов (договоров) осуществляется путем систематической проверки своевременности внесения сведений об исполнении государственных контрактов в реестр государственных контрактов. В муниципальных образованиях автономного округа аналогичная работа проводится органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление функций по размещению заказов.

Мониторингу подвергаются сведения о заключенных государственных контрактах и их исполнении, вносимых государственными заказчиками в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 №1191 в реестр государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также информация о сроках и объемах исполнения или неисполнения контрактов, об исполненных контрактах с нарушением установленного срока (неисполненных контрактах), о размере начисленных пени в пользу заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя), о штрафах, обеспечениях исполнения контрактов.

По результатам проведенного мониторинга за 2012 год доля не поданных сведений об исполнении государственных контрактов составляет 6 %. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года данный показатель не изменился. Основной причиной непредставления сведений об исполнении государственных контрактов является нарушения поставщиками условий государственных контрактов (сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и т.д.), государственными заказчиками ведется претензионная работа.

 

Опубликовано: 20.02.2016 13:34        Обновлено: 24.08.2016 11:22