Размер:
Цвет:

за 2013 год

Приложение

к письму № _________ от «____» ________ 2014 г.

 

Сведения к итогам социально-экономического развития
за 2013 год

 

В 2013 году была продолжена работа, направленная на повышение эффективности использования бюджетных средств инструментами планирования и размещения государственного заказа, а также на обеспечение исполнения требований законодательства Российской Федерации. Основные направления данной работы в Ханты-Мансийского автономном округе - Югре (далее - автономный округ) обусловлены изменениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 94-ФЗ), принятием  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также задачами, поставленными Президентом Российской Федерации, Губернатором автономного округа, Правительством автономного округа, целевыми программами автономного округа.

Во исполнение Плана мероприятий по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012, перечней поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации, утвержденного распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2013 №59-рг, Окружной целевой программы «Информационное общество – Югра на 2011-2015 годы», распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.12.2012 № 780-рп, распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.08.2011 №453-рп разработаны концепция реализации контрактной системы в Югре и проекты нормативных, правовых и методические документы в сфере размещения заказов.

В части перехода на Федеральную контрактную систему в 2013 году приняты:

- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 октября 2013 года №101-оз «О регулировании отношений, направленных на функционирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»

- постановление Правительства автономного округа от 12.07.2013 № 244-п «О Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (в ред. от 13.12.2013 №533-п);

- постановление Правительства автономного округа от 13.09.2013 № 367-п «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

- постановление Правительства автономного округа от 11.10.2013 №433-п «О типовых контрактах (типовых условиях контрактов), заключаемых для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, случаях и условиях их применения»;

- постановление Правительства автономного округа от 22.11.2013 №496-п «О внесении изменений в приложение 1 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 сентября 2012 года №356-п «О службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;

- постановление Правительства автономного округа от 06.12.2013 № 530-п «Об утверждении Порядка взаимодействия органов государственной власти, государственных казенных учреждений, бюджетных учреждений, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и иных юридических лиц при предоставлении последним бюджетных инвестиций за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с уполномоченным органом по определению для них поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в условиях централизованных закупок»;

- постановление Правительства автономного округа от 06.12.2013 № 531-п «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

- постановление Губернатора автономного округа от 11.12.2013 № 141 «О внесении изменений в приложение 1 к постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 июня 2010 года №114 «О Департаменте государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;

- постановление Правительства автономного округа от 20.12.2013 № 560-п «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

- постановление Правительства автономного округа от 27.12.2013 №573-п «О порядке осуществления Службой контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок».

Приказами Депгосзаказа Югры утверждены все методики, типовые формы и документы, предусмотренные планом мероприятий по реализации концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в автономном округе.

В соответствии с п. 6 перечня Поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 04.10.2013 исполнительными органами государственной власти и муниципальными образованиями автономного округа в полном объеме проведены мероприятия необходимые для создания контрактных служб и назначения контрактных управляющих. На основании типовых положений и регламентов, разработанных Депгозаказа Югры, приняты соответствующие нормативно-правовые акты по созданию контрактных служб и изменению должностных регламентов ответственных сотрудников.

Постановлением Правительства автономного округа – Югры от 13.09.2013 № 367-п «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» для заказчиков автономного округа установлены: требования об использовании типовых государственных контрактов (договоров); требования об осуществлении претензионной работы в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных государственным контрактом (договором); ответственность руководителей заказчиков автономного округа за неприменение мер ответственности, установленных заключенными государственными контрактами (договорами) к поставщикам (исполнителям, подрядчикам). Приказом Депгосзаказа Югры от 11.09.2013 №49, типовые государственные контракты (договоры) дополнены порядком претензионной работы, типовыми формами претензии и искового заявления.

В соответствии с Порядком мониторинга закупок для обеспечения нужд автономного округа, утвержденным приказом Депгосзказа Югры от 27.12.2013 №90, в целях проведения экономической оценки эффективности и результативности закупочной деятельности автономного округа принята в эксплуатацию подсистема мониторинга эффективности процессов планирования, размещения заказов, исполнения государственных контрактов (гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений) автоматизированной информационной системы «Государственный заказ» (далее - АИС «Государственный заказ»). Доработана АИС «Государственный заказ» в части перехода к контрактной системе в сфере размещения заказов. Расширен перечень способов размещения заказов, изменены в соответствие с требованиями закона наименование и содержание вносимой информации, появилась возможность формирования плана и плана-графика закупок, проведения закупок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

В апреле 2013 года представители автономного округа приняли участие в 9-ом Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ-2013». Главной темой форума в 2013 году стала «Федеральная контрактная система Российской Федерации». На пленарных заседаниях и круглых столах обсуждались наиболее важные вопросы, связанные с развитием Федеральной контрактной системы, совершенствованием законодательной базы в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок, эффективным использованием бюджетных средств и ряд других тем,  организованных Министерством экономического развития РФ, Министерством финансов РФ, Федеральной антимонопольной службой, Федеральным казначейством, Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, Государственной думой. Проведены рабочие встречи с представителями делегаций субъектов РФ, в ходе которых осуществлен обмен опытом в сфере размещения заказов. В целях изучения альтернативных систем автоматизации размещения государственного заказа, ознакомились с программными продуктами, обеспечивающими размещение заказа. По итогам, Депгосзаказа Югры награжден дипломом за активное участие в 9-ом Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ-2013».

В 2013 году продолжена работа по повышению уровня профессиональной подготовки специалистов в сфере размещения государственного и муниципального заказов, при этом особое внимание уделено переходу на контрактную систему.

Так, в феврале 2013 года проведен семинар по теме: «Практические вопросы размещения государственного заказа в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Формирование Федеральной контрактной системы», в котором приняли участие 43 руководителя исполнительных органов государственной власти.

В феврале 2013 года проведен семинар по теме: «Федеральная контрактная система. Практические вопросы применения Закона № 94 ФЗ», в котором приняли участие 272 человека.

В мае проведен семинар по теме: «Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором приняли участие 477 человек.

В мае проведено совещание для руководителей органов исполнительной власти автономного округа с участием первого заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с повесткой дня: «Формирование контрактной системы и ее развития в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», в котором приняли участие 45 человек.

В сентябре 2013 года проведены курсы повышения квалификации государственных заказчиков автономного округа по теме: «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг», обучено 150 человек.

В ноябре 2013 года проведены курсы повышения квалификации государственных заказчиков по теме: «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг», обучено 100 человек.

В ноябре 2013 года проведены курсы повышения квалификации руководителей и специалистов государственных (муниципальных) заказчиков по теме: «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг», обучено 245 человек.

Одним из инструментов повышения эффективности расходования бюджетных средств автономного округа является повышение качества планирования расходов, существенная составляющая которой - планирование закупок. В автономном округе в этих целях формируется план государственного заказа автономного округа.

План государственного заказа автономного округа, сформированный в 2013 году, составлял 37,35 млрд. руб., в том числе лимит финансирования контрактов 2013 года, составил 27,44 млрд. руб., лимит переходящего финансирования многолетних контрактов составил 9,91 млрд. руб. (2014 - 2015 гг.).

В 2013 году план государственного заказа автономного округа увеличился на 21,7 % по сравнению с 2012 годом (30,7 млрд. руб. по итогам 2012 года). Основными причинами увеличения объема плана государственного заказа являются увеличение финансирования программных мероприятий по всем отраслям.

Сформированные (откорректированные) ведомственные планы государственного заказа ежеквартально размещаются на сайте автономного округа для ввода информации о размещении заказов http://ozhmao.ru. Информация о распределении плана государственного заказа между главными распорядителями бюджетных средств представлена (далее - ГРБС) на диаграмме 1, при этом основная сумма плана государственного заказа 31,67 млрд. руб. (84,7%) приходится на 6 ГРБС:

- Депздрав Югры – 11,29 млрд. руб. (30,2% от общей суммы плана). Доминирующими закупками являются: поставка медикаментов, расходных медицинских материалов, медицинской аппаратуры, услуги в области здравоохранения;

- Депдорхоз и транспорта Югры – 9,53 млрд. руб. (25,5%). Доминирующими закупками являются: строительные работы, услуги по обеспечению функционирования дорожного хозяйства;

- Депстрой Югры – 5,99 млрд. руб. (16,0%). Доминирующими закупками являются: строительные работы и услуги строительства;

- Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 1,62 млрд. руб. (4,3 %). Доминирующими закупками являются: выполнение проектных работ, работ по техническому обслуживанию оборудования, текущему ремонту объектов;

- Депобразования и молодежи Югры – 1,90 млрд. руб. (5,1%). Доминирующими закупками являются: услуги в области образования, комплексные коммунальные услуги, поставка пищевых продуктов и напитков;

- Депсоцразвития Югры – 1,34 млрд. руб. (3,6%). Доминирующими закупками являются: комплексные коммунальные услуги и поставка продуктов питания.

 

 

 

Диаграмма 1

 

План государственного заказа автономного округа за 2013 год исполнен на 37,15 млрд. руб., в том числе лимит финансирования контрактов, запланированных к размещению в 2013 году, составил 26,67 млрд. руб., лимит переходящего финансирования многолетних контрактов составил 7,20 млрд. руб. (2014 - 2016 гг.), опережающих торгов, размещение которых необходимо для осуществления непрерывных поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг составил 3,28 млрд. руб.

Процент исполнения плана госзаказа за 2013 год составил 97,19%.

В том числе:

-   Депздрав Югры – 11,23 млрд. руб. (99,5%);

-   Депдорхоз и транспорта Югры –8,27 млрд. руб. (86,8%);

-   Депстрой Югры – 4,07 млрд. руб. (68,4%);

-   Департамент управделами Югры – 1,44 млрд. руб. (88,9%);

-   Депобразования и молодежи Югры – 1,80 млрд. руб. (95%);

-   Депсоцразвития Югры – 1,26 млрд. руб. (94%).

Показателем, характеризующим эффективность планирования размещения государственного заказа в автономном округе, определена доля объема размещенного государственного заказа в IV квартале к общему годовому объему в соответствующем финансовом году, которая не должна превышать 20%. Данный показатель в 2013 году в сравнении с 2012 годом снизился на 0,8%,  (19,5% в 2012- 18,7% в 2013) и достиг 18,7%, что свидетельствует о повышении эффективности  планирования государственных закупок и об обеспечении своевременного размещения государственного заказа.

Во исполнение статьи 16 Закона 94-ФЗ, постановления Правительства автономного округа от 02.12.2011 № 445-п «Об утверждении порядка формирования и исполнения плана государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», совместного приказа Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 27.12.2011  №761/20н «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» уполномоченным органом в сфере размещения государственного заказа автономного округа, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещены планы – графики, сформированные на основании поданных государственными заказчиками автономного округа ведомственных планов государственного заказа. На 2013 год размещено 252 плана-графика и 160 изменений, внесенных государственными заказчиками.

В пределах своих полномочий в части контроля за исполнением плана государственного заказа автономного округа уполномоченный орган в сфере размещения государственного заказа автономного округа осуществляет на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг согласование закупок государственным заказчикам автономного округа. При согласовании закупок проводится проверка наличия потребности в плане государственного заказа.

Информация о размещении государственного заказа между ГРБС в 2013 году представлена на диаграмме 2.

 

 


Диаграмма 2

В целях расширения доступа субъектов малого предпринимательства к государственным и муниципальным заказам Законом № 94-ФЗ, данной категории предоставлены преференции при участии в размещении заказов, а также установлена для заказчиков норма закупок у субъектов малого предпринимательства  в размере не менее чем 10 и не более чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства».

В 2013 году государственными и муниципальными заказчиками планировалось разместить у субъектов малого предпринимательства 7,75 млрд. руб. или 13,02% от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, закупаемых по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 642, в том числе:

- государственными заказчиками - 1,74млрд. руб. или 10,97%;

- муниципальными заказчиками – 6,01 млрд. руб. или 13,76%.

Размещение заказа государственными и муниципальными заказчиками у субъектов малого предпринимательства за 2013год составило 7,64 млрд. руб. или 12,85%, в том числе:

- государственными заказчиками - 1,69 млрд. руб. или 10,7%;

- муниципальными заказчиками – 5,95 млрд. руб. или 13,62%.

В рамках сформированного плана государственного заказа автономного округа в 2013 году проведено 11983 процедуры конкурентных закупок на общую сумму 28,235 млрд. руб., в том числе, самостоятельное размещение заказа государственными заказчиками путем проведения торгов в соответствии с полномочиями составило 3547 процедур на сумму 5,657 млрд. руб.

Уполномоченным органом и государственными заказчиками проведено закупок (диаграмма 2):

-   открытых конкурсов - 178 процедур торгов на сумму
2,107 млрд. руб.;

-   открытых аукционов в электронной форме – 5487 процедур торгов на сумму 24,750 млрд. руб.;

-   запросов котировок - 6318 процедур на сумму 1,378 млрд. руб.

Показателем, характеризующим прозрачность и доступность государственного заказа в автономном округе, определена «доля аукционов в размещении государственного заказа, проведенных в электронном виде». Плановое значение данного показателя на 2013 год установлено в размере не менее 80%. В 2013 году данный показатель по сравнению с 2012 годом повысился (на 5%) и достиг 88% от суммы размещенного государственного заказа на торгах и запросах котировок, что свидетельствует о высокой прозрачности закупок в автономном округе.

Показателем эффективности размещения заказа является экономия бюджетных средств, которая в 2013 году, согласно отчетной информации государственных заказчиков, при размещении заказов составила 1,736 млрд. руб., т.е. 6% от суммы размещенного государственного заказа.

Диаграмма 3

Уполномоченным органом в 2013 году проведено
2118 процедур торгов на сумму 21,200 млрд. руб., в т.ч.:

-      открытых конкурсов – 122 на сумму 1,886 млрд. руб.;

-      открытых аукционов в электронной форме – 1996 на сумму
19,314 млрд. руб.

17,057 млрд. руб. или 80,4 % от проведенных процедур уполномоченным органом приходится на 5 ГРБС (диаграмма 4).

Диаграмма 4

Из всего объема проведенных уполномоченным органом торгов состоялись 39,9 %.

Основными причинами, по которым не состоялись торги, являются:

-   не подана ни одна заявка на участие в торгах;

-   подана одна заявка на участие в торгах;

-   отказ в допуске к участию в торгах всем участникам размещения заказа;

-   отказ в допуске единственному участнику размещения заказа к участию в торгах.

Таблица 1

Доля состоявшихся торгов, проведенных уполномоченным органом

Способ размещения заказа

Количество процедур

В т.ч. количество состоявшихся процедур

Состоявшихся процедур, %

Открытый конкурс

122

61

50

Открытый аукцион в электронной форме

1996

785

39,3

Итого

2118

846

39,9

 

Распределение закупок по товарным группам (диаграмма 5) свидетельствует о том, что расходы бюджета автономного округа носят социальный характер. Они направлены на решение в долгосрочной перспективе социальных проблем, улучшение материальной базы в социальной сфере, доступность и высокое качество здравоохранения, улучшение жилищных условий и повышение качества жилищно-коммунальных услуг, развитие транспортной инфраструктуры и т.д.

 

Диаграмма 5

 

В  аукционах, проведенных уполномоченным органом, приняли участие 4867 участников размещения заказа. В среднем на один аукцион приходится 2-3 участника размещения заказа.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдается значительное снижение доли аукционов с низким уровнем конкуренции (подано от 0 до 1 заявки) – на 12,6 % и увеличение доли аукционов со средним (подано от 2 до 5 заявок) и с высоким (подано от 6 и более заявок) уровнем конкуренции – на 8,6 % и 4,1 % соответственно (диаграмма 6).

 

 

 

 

Диаграмма 6

 

 

           За отчетный период зарегистрировано 22015 государственных контрактов (таблица 2, диаграмма 7).

 

Таблица 2

Информация о заключенных контрактах в рамках государственного заказа автономного округа

Способ размещения заказа

Кол-во заключенных контрактов

Сумма заключенных контрактов

Шт.

% от общего объема закупок

Млрд. руб.

% от общей суммы закупок

Открытый конкурс

240

1

2,658

8

Открытый аукцион в электронной форме

4985

23

26,706

76

Запрос котировок

5911

27

1,160

3

Единственный поставщик

10879

49

4,521

13

Итого

22015

100

35,047

100

 

Расхождение между информацией о размещении заказов и сведениями, внесенными в реестр контрактов, обусловлено несостоявшимися закупками, полученной экономией, проведением опережающих торгов, повторными процедурами, требованиями законодательства о сроках заключения контракта и т.п.

 

 

 

Диаграмма 7

Данные о зарегистрированных контрактах сформированы на основании сведений включенных в реестр государственных контрактов на  официальном сайте.

Высокую эффективность работы системы размещения заказов в автономном округе характеризует  небольшой объем оспариваемых в судебных и контрольных органах действий заказчиков, уполномоченного органа, комиссий при размещении заказов, а также результат рассмотрения поступивших исков и обращений.

Так, в 2013 году в рамках судопроизводства было подано 25 исковых заявлений, связанных с действиями государственных заказчиков автономного округа, конкурсной/аукционной комиссий при размещении заказов уполномоченным органом. Всего за текущий период уполномоченный орган принял участие в 41 судебном разбирательстве по 25 судебным делам, из которых 19 решений принято в пользу автономного округа. В настоящее время на стадии рассмотрения в суде находится 6 заявлений, который приняты к производству и назначены к рассмотрению.

В рамках административного производства в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на действия государственных заказчиков автономного округа, конкурсной /аукционной комиссий, уполномоченного органа при размещении заказов уполномоченным органом, было подано 141 жалоба, из которых 14 отозваны заявителями, 17 возвращены без рассмотрения, 104 жалобы признаны необоснованными, в действиях уполномоченного органа нарушений не выявлено, 6 жалоб признаны обоснованными. В настоящее время 5 из них оспариваются в судебном порядке, 1 жалоба рассмотрена и решение контролирующего органа признано незаконным.

Также, в Службу контроля по ХМАО-Югре поступила 1 жалоба, которая по результатам рассмотрения была признана необоснованной.

В целях повышения эффективности государственного заказа в автономном округе с 2010 года осуществляется мониторинг сведений о контрактах на официальном сайте.

Мониторинг государственных контрактов (договоров) осуществляется путем систематической проверки своевременности внесения сведений об исполнении государственных контрактов в реестр государственных контрактов. В муниципальных образованиях автономного округа аналогичная работа проводится органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление функций по размещению заказов.

Мониторингу подвергаются сведения о заключенных государственных контрактах и их исполнении, вносимых государственными заказчиками в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 №1191 в реестр государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также информация о сроках и объемах исполнения или неисполнения контрактов, об исполненных контрактах с нарушением установленного срока (неисполненных контрактах).

По результатам проведенного мониторинга в 2013 году доля не поданных сведений об исполнении государственных контрактов составляет 3 %. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года данный показатель снизился на 3 %. Основной причиной непредставления сведений об исполнении государственных контрактов является нарушения поставщиками условий государственных контрактов (сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и т.д.), государственными заказчиками ведется претензионная работа. 

Опубликовано: 20.02.2016 13:34        Обновлено: 24.08.2016 11:21