Размер:
Цвет:

2 квартал

Приложение

к письму № _________ от «____» ________ 2014 г.

 

Сведения к итогам социально-экономического развития
за 1 полугодие 2014 года

 

В 1 полугодии 2014 года была продолжена работа, направленная на решение одной из приоритетных задач современной политики бюджетного планирования и реформирования - повышение эффективности использования бюджетных средств, а также на обеспечение исполнения требований законодательства Российской Федерации. Основные направления данной работы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ) обусловлены вступлением в силу  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также задачами, поставленными Президентом Российской Федерации, Губернатором автономного округа, Правительством автономного округа.

С учетом вступивших в силу отдельных положений Федерального закона № 44-ФЗ и принятия подзаконных актов федеральными органами государственной власти, в автономном округе продолжена работа по исполнению плана мероприятий по реализации Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в автономном округе, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 12.07.2013 № 244-п,  в том числе формирование нормативной правовой базы автономного округа в сфере закупок товаров, работ и услуг.

Во исполнение Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ приняты Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд автономного округа, Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд автономного округа, Порядок осуществления органами государственной власти автономного округа ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, устанавливающий основные правила ведомственного контроля за соблюдением заказчиками требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Установлено обязательное осуществление банковского сопровождения контрактов, заключаемых для обеспечения нужд автономного округа, если начальная (максимальная) цена контракта, либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет сто миллионов рублей и более.

В соответствии с частью 20.1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства автономного округа от  06.12.2013 года № 530-п «Об утверждении Порядка взаимодействия органов государственной власти, государственных казенных учреждений, бюджетных учреждений, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и иных юридических лиц при предоставлении последним бюджетных инвестиций за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с уполномоченным органом по определению для них поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в условиях централизованных закупок» принято  постановление Правительства автономного округа от 18.04.2014 №135-п, утверждающее Методические рекомендации по применению методов определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта,  цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, при осуществлении работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, архитектурно-строительному проектированию и инженерным изысканиям объекта капитального строительства. Рекомендации применяются при осуществлении закупок на работы по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, архитектурно-строительному проектированию и инженерным изысканиям объекта капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета автономного округа.

В апреле 2014 года представители автономного округа приняли участие в 10-ом Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ-2014». На Форуме-выставке были подведены первые итоги практического применения нового закона, участники форума обменялись опытом работы в новых условиях на федеральном и региональном уровнях. На круглых столах и пленарных заседаниях обсуждались наиболее важные вопросы, связанные с развитием Федеральной контрактной системы, совершенствованием законодательной базы в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок, эффективным использованием бюджетных средств и ряд других тем,  организованных Министерством экономического развития РФ, Министерством финансов РФ, Федеральной антимонопольной службой, Федеральным казначейством. По итогам, Депгосзаказа Югры награжден дипломом за активное участие в 10-ом Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ-2014», а также почетным знаком к десятилетию Всероссийского Форума-выставки.

В 2014 году продолжена работа по повышению уровня профессиональной подготовки специалистов в сфере размещения государственного и муниципального заказов.

Так, в мае 2014 года проведен семинар по теме: «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг. Применение Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ», в котором приняли участие более 400 человек.

Одним из инструментов повышения эффективности расходования бюджетных средств автономного округа является повышение качества планирования расходов, существенная составляющая которой - планирование закупок. В автономном округе в этих целях формируется план закупок автономного округа.

         План закупок автономного округа, с учетом корректировки на 3 квартал 2014 года, составляет 45, 97 млрд. руб., в том числе лимит финансирования контрактов на текущий финансовый год, составил 39, 52 млрд. руб., лимит переходящего финансирования многолетних контрактов составил 6,45 млрд. руб. (2014 - 2016 гг.).

В 2014 году план закупок автономного округа увеличился на 23,1% по сравнению с 2013 годом (37, 35 млрд. руб. по итогам 2013 года). Основными причинами увеличения объема плана закупок являются увеличение финансирования программных мероприятий по всем отраслям.

Сформированные (откорректированные) ведомственные планы закупок ежеквартально размещаются на сайте автономного округа для ввода информации о размещении заказов http://ozhmao.ru. Информация о распределении плана закупок между главными распорядителями бюджетных средств представлена (далее - ГРБС) на диаграмме 1, при этом основная сумма плана закупок 41,22 млрд. руб. (89,7%) приходится на 6 ГРБС:

- Депздрав Югры – 20,02 млрд. руб. (43,6% от общей суммы плана). Доминирующими закупками являются: поставка медикаментов, расходных медицинских материалов, медицинской аппаратуры, услуги в области здравоохранения;

- Депдорхоз и транспорта Югры –8,35 млрд. руб. (18,2%). Доминирующими закупками являются: строительные работы, услуги по обеспечению функционирования дорожного хозяйства;

- Депстрой Югры – 7,47 млрд. руб. (16,3%). Доминирующими закупками являются: строительные работы и услуги строительства;

- Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 1,88 млрд. руб. (4,1%). Доминирующими закупками являются: выполнение проектных работ, работ по техническому обслуживанию оборудования, текущему ремонту объектов;

- Депобразования и молодежи Югры – 1,98 млрд. руб. (4,3%). Доминирующими закупками являются: услуги в области образования, комплексные коммунальные услуги, поставка пищевых продуктов и напитков;

- Депсоцразвития Югры – 1,52 млрд. руб. (3,3%). Доминирующими закупками являются: комплексные коммунальные услуги и поставка продуктов питания.

 

 

 

 

Диаграмма 1

План закупок автономного округа за 1 полугодие 2014 год исполнен на 25,79 млрд. руб., в том числе лимит финансирования контрактов, запланированных к размещению в 2014 году, составил 23,18 млрд. руб., лимит переходящего финансирования многолетних контрактов составил 2,61 млрд. руб. (2014 - 2016 гг.).

Процент исполнения плана закупок за 1 полугодие 2014 года в целом по округу составил 56,1%.

В том числе процент исполнения плана закупок в разрезе ГРБС:

-   Депздрав Югры – 11,26 млрд. руб. (56,3%);

-   Депдорхоз и транспорта Югры –6,21 млрд. руб. (74,4 %);

-   Депстрой Югры – 2,07 млрд. руб. (27,7%);

-   Департамент управделами Югры – 0,83 млрд. руб. (44,1%);

-   Депобразования и молодежи Югры – 1,41 млрд. руб. (71%);

-   Депсоцразвития Югры – 0,86 млрд. руб. (56,5%).

В пределах своих полномочий в части контроля за исполнением плана закупок автономного округа уполномоченный орган в сфере размещения государственного заказа автономного округа осуществляет на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг согласование закупок государственным заказчикам автономного округа. При согласовании закупок проводится проверка наличия потребности в плане закупок.

Информация об осуществлении закупок между ГРБС в 1 полугодии 2014 года представлена на диаграмме 2.

 

Диаграмма 2

В целях расширения доступа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций к государственным и муниципальным заказам Законом № 44-ФЗ, данной категории предоставлены преференции при участии в осуществлении закупок, а также установлена для заказчиков норма закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.

В 2014 году государственными и муниципальными заказчиками планируется разместить у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций 8,46 млрд. руб. или 18,4% от совокупного годового объема закупок, в том числе:

- государственными заказчиками – 3,82 млрд. руб. или 15%;

- муниципальными заказчиками – 4,64 млрд. руб. или 23%.

Осуществление закупок государственными и муниципальными заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 1 полугодие 2014 года составило 1,91 млрд. руб. или 4,2%, в том числе:

- государственными заказчиками – 0,87 млрд. руб. или 3,4%;

- муниципальными заказчиками – 1,04 млрд. руб. или 5,2%.

В рамках сформированного плана закупок автономного округа в 1 полугодии 2014 года проведено 6384 конкурентных закупок на общую сумму 11,299 млрд. руб., в том числе, самостоятельное осуществление закупок государственными заказчиками путем проведения конкурсов и аукционов в соответствии с полномочиями составило 3172 процедуры на сумму 2,080 млрд. руб.

Уполномоченным органом и государственными заказчиками проведено закупок (диаграмма 3):

-   открытых конкурсов - 115 процедур на сумму
1,039 млрд. руб.;

-  конкурсов с ограниченным участием – 22 процедуры на сумму 0,028 млрд. руб.

-   аукционов в электронной форме – 4050 процедура на сумму 9,822 млрд. руб.;

-  запросов предложений – 17 процедур на сумму 0,007 млрд. руб.;

-   запросов котировок - 2180 процедур на сумму 0,404 млрд. руб.

Показателем, характеризующим прозрачность и доступность осуществления закупок в автономном округе, определена «доля аукционов в размещении государственного заказа, проведенных в электронном виде». Данный показатель составил 86,9% от суммы осуществленных конкурентными способами закупок, что свидетельствует о высокой прозрачности закупок в автономном округе.

Показателем эффективности осуществления закупок является экономия бюджетных средств, которая в 1 полугодии 2014 года, согласно отчетной информации государственных заказчиков, при осуществлении закупок составила 1,583 млрд. руб., т.е. 6% от начальной (максимальной) цены размещенных контрактов.

Диаграмма 3

 

 

Уполномоченным органом в 1 полугодии 2014 года проведено
1015 закупок на сумму 8,809 млрд. руб., в т.ч.:

-      открытых конкурсов – 97 на сумму 1,009 млрд. руб.;

-      аукционов в электронной форме – 918 на сумму
7,800 млрд. руб.

8,490 млрд. руб. или 96 % от проведенных закупок уполномоченным органом приходится на 9 ГРБС (диаграмма 4).

Диаграмма 4

 

Из всего объема проведенных уполномоченным органом закупок состоялись 49,5 %.

Основными причинами, по которым не состоялись закупки, являются:

-   не подана ни одна заявка на участие в конкурсе или аукционе;

-   подана одна заявка на участие в конкурсе или аукционе;

-   отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе всем участникам закупки;

-   отказ в допуске единственному участнику закупки к участию в конкурсе или аукционе.

Таблица 1

Доля состоявшихся конкурсов и аукционов,

проведенных уполномоченным органом

 

Способ определения поставщика

Количество закупок

В т.ч. количество состоявшихся закупок

Состоявшихся закупок, %

Открытый конкурс

97

63

64,9

Аукцион в электронной форме

918

439

47,8

Итого

1015

502

49,5

 

Расходы бюджета автономного округа направлены на обеспечение приоритетных направлений государственной политики и создание базовых условий для повышения темпов социально-экономического развития. Они направлены на повышение качества жизни населения посредством модернизации и улучшения материальной базы в социальной сфере, доступность и высокое качество здравоохранения, улучшение жилищных условий и повышение качества жилищно-коммунальных услуг, развитие транспортной инфраструктуры и т.д. Об этом свидетельствует распределение закупок по товарным группам (диаграмма 5).

 

Диаграмма 5

 

Осуществляется работа, направленная на расширение возможностей участия в закупках физических и юридических лиц, создание эффективных условий для здоровой конкуренции между участниками закупок, обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок. В  аукционах, проведенных уполномоченным органом, приняли участие 2763 участника закупок. На один аукцион приходится 3 участника закупки.

В 1 полугодии 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года наблюдается снижение доли аукционов с низким уровнем конкуренции (подано от 0 до 1 заявки) – на 13,9 % и увеличение доли аукционов со средним (подано от 2 до 5 заявок) и с высоким  уровнем конкуренции (подано от 6 и более заявок) – на 4% и 9,8% соответственно (диаграмма 6).

 

Диаграмма 6

 

 

           За отчетный период зарегистрировано 6261 контрактов, заключенных заказчиками автономного округа (таблица 2, диаграмма 7).

 

 

Таблица 2

 

Информация о контрактах, заключенных заказчиками автономного округа

 

Способ определения поставщика

Кол-во заключенных контрактов

Сумма заключенных контрактов

Шт.

% от общего объема закупок

Млрд. руб.

% от общей суммы закупок

Открытый конкурс

73

1,2

0,852

9,12

Конкурс с ограниченным участием

7

0,1

0,007

0,07

Аукцион в электронной форме

3197

51,1

7,668

82,10

Запрос котировок

2087

33,3

0,353

3,78

Запрос предложений

13

0,2

0,004

0,04

Единственный поставщик

884

14,1

0,456

4,89

Итого

6261

100

9,340

100

 

Расхождение между информацией об осуществленных закупках и информацией, внесенной в реестр контрактов, обусловлено несостоявшимися закупками, полученной экономией, проведением опережающих закупок, повторными процедурами, требованиями законодательства о сроках заключения контракта и т.п.

 

Диаграмма 7

Данные о зарегистрированных контрактах сформированы на основании информации включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, на  официальном сайте.

Высокую эффективность работы системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в автономном округе характеризует  небольшой объем оспариваемых в судебных и контрольных органах действий заказчиков, уполномоченного органа, комиссий при размещении заказов, а также результат рассмотрения поступивших исков и обращений.

Так за 6 месяцев 2014 года в рамках административного производства в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на действия государственных заказчиков автономного округа, конкурсной /аукционной комиссий, уполномоченного органа при размещении заказов уполномоченным органом, подано 40 жалоб, из которых 5 возвращены, 33 жалобы признаны необоснованными, в действиях уполномоченного органа нарушений не выявлено, 2 жалоб признаны обоснованными. В настоящее время 2 обоснованные жалобы оспариваются в судебном порядке. Решениями Арбитражного суда автономного округа, решения и предписания по жалобам признаны незаконными, а действия Депгосзаказа Югры соответствующими положениям законодательства.

В рамках судопроизводства Депгосзаказа Югры в Арбитражный суд автономного округа подано 5 заявлений об оспаривании решений и предписаний Управление Федеральной антимонопольной службы по автономному округу. Всего за текущий период уполномоченный орган принял участие в 27 судебных разбирательствах по 20 судебным делам, судебные акты по которым приняты в пользу автономного округа.

В целях определения эффективности расходования бюджетных средств автономного округа осуществляется экономическая оценка эффективности и результативности закупочной деятельности заказчиков, главных распорядителей бюджетных средств. Экономическая оценка эффективности (ЭОЭ) осуществляется путем расчета достигнутой экономии бюджетных средств, средств бюджетных учреждений по сравнению с запланированным объемом расходов. В 2013 году заказ со значением «Высокая эффективность» (20% ≤ ЭОЭ < 35%) составил сумму 0,008 млрд. руб. или  0,03% от общего объема проанализированного заказа, со значением «Нормальная эффективность» (5% ≤ ЭОЭ < 20%) -  16,957 млрд. руб. или 55,60%,  со значением «Низкая эффективность» (0 < ЭОЭ < 5%) - 13,535 млрд. руб. или 44,37%.

В целях повышения эффективности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в автономном округе с 2010 года осуществляется мониторинг информации о контрактах на официальном сайте.

Мониторинг государственных контрактов (договоров) осуществляется путем систематической проверки своевременности внесения сведений об исполнении государственных контрактов в реестр контрактов, заключенных заказчиками. Мониторингу подвергается информация о заключенных государственных контрактах и их исполнении, вносимых государственными заказчиками в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084 в реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также информация о сроках и объемах исполнения или неисполнения контрактов, об исполненных контрактах с нарушением установленного срока (неисполненных контрактах).

По результатам проведенного мониторинга в 1 полугодии 2014 года доля не поданной информации об исполнении государственных контрактов составляет 4 %. Основной причиной непредставления информации об исполнении государственных контрактов является нарушения поставщиками условий государственных контрактов (сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и т.д.), государственными заказчиками ведется претензионная работа.

Опубликовано: 20.02.2016 13:34        Обновлено: 24.08.2016 11:20