Размер:
Цвет:

за 2014 год

Приложение

к письму № _________ от «____» ________ 2015 г.

 

Сведения к итогам социально-экономического развития
за 2014 год

 

В 2014 году была продолжена работа, направленная на повышение эффективности использования бюджетных средств - решение одной из приоритетных задач современной политики бюджетного планирования, а также на обеспечение исполнения требований законодательства Российской Федерации. Основные направления данной работы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ) обусловлены вступлением в силу  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), а также задачами, поставленными Президентом Российской Федерации, Губернатором автономного округа, Правительством автономного округа.

С учетом вступивших в силу отдельных положений Федерального закона № 44-ФЗ и принятия подзаконных актов федеральными органами государственной власти, в автономном округе продолжена работа по исполнению плана мероприятий по реализации Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в автономном округе, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 12.07.2013 № 244-п,  в том числе формирование нормативной правовой базы автономного округа в сфере закупок товаров, работ и услуг.

Во исполнение Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ приняты: Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд автономного округа, Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд автономного округа, Порядок осуществления органами государственной власти автономного округа ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, устанавливающий основные правила ведомственного контроля за соблюдением заказчиками требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 10.09.2014 № Пр-2155, первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 15.09.2014 № ИШ-П13-6951, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04.06.2014 №140-ФЗ в Федеральный закон № 44-ФЗ в целях осуществления оценки эффективности и результативности закупочной деятельности постановлением Правительства автономного округа от 10.10.2014 № 368-п принят порядок осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с общими правилами нормирования, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов», постановлением Правительства автономного округа от 26.12.2014 №518-п утверждены требования и правила определения нормативных затрат на обеспечение функций органов государственной власти автономного округа, в том числе функций подведомственных им казенных учреждений.

Постановлением Правительства автономного округа от 19.12.2013 №495-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.01.2013 №21-п «О порядке формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, порядке формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и о внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.12.2011 № 445-п «Об утверждении порядка формирования и исполнения плана государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»», утверждена новая редакция порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд автономного округа в соответствии с требованиями к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в котором, учтены требования постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2014           № 1113.

В целях оптимизации системы централизации закупок автономного округа постановлением Правительства автономного округа от 19.12.2014 № 494-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.12.2013 № 530-п «Об утверждении Порядка взаимодействия органов государственной власти, государственных казенных учреждений, бюджетных учреждений, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и иных юридических лиц при предоставлении последним бюджетных инвестиций за счет средств бюджета Ханты-мансийского автономного округа - Югры с уполномоченным органом по определению для них поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в условиях централизованных закупок» перераспределены функции некоторых заказчиков по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Департаменту государственного заказа автономного округа, а также определено уполномоченное учреждение автономного округа по определению для учреждений подведомственных Департаменту здравоохранения автономного округа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на поставку расходных материалов и медикаментов, а также на поставку медикаментов, продуктов питания для обеспечения льготных категорий граждан и оказание услуг логистики по их доставке и утвержден порядок взаимодействия.

Результаты работы, проводимой в автономном округе по исполнению Федерального закона №44-ФЗ, по обеспечению прозрачности, гласности и эффективности системы закупок, оценены в ходе проведения Национального рейтинга прозрачности закупок в 2014 году, в котором приняли участие 83 субъекта Российской Федерации.  Ханты-Мансийский автономный округ – Югра среди крупнейших региональных закупщиков отмечен в номинации «Высокая прозрачность», с вручением Сертификата Национального рейтинга прозрачности закупок. Это свидетельствует о том, что в автономном округе сформирована система закупок, отвечающая  принципам закона о Контрактной системе, в том числе принципу открытости и прозрачности, а также созданию равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, основанных на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции.

В 2014 году в автономном округе были проведены обязательные общественные обсуждения закупок с начальной (максимальной) ценой контракта свыше одного миллиарда рублей в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.10.2013г. № 578 «Об утверждении порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей» при проведении закупок:

- открытый аукцион в электронной форме на оказание услуг по предоставлению кредитных ресурсов Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на финансирование дефицита бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на срок 36 месяцев со дня предоставления первого транша в рамках возобновляемой кредитной линии, с начальной максимальной ценой контракта 2 046 681 000 рублей;

- открытый аукцион  в электронной форме на выполнение работ по строительству автомобильной дороги «Ефремовское месторождение – причал на реке Б.Юган» на участке ПК262+00-ПК624+72 с подходами к мосту через реку Б.Юган (завершение работ), с начальной максимальной ценой контракта 1 785 872 270 рублей.

В апреле 2014 года представители автономного округа приняли участие в 10-ом Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ-2014». На Форуме-выставке были подведены первые итоги практического применения нового закона, участники форума обменялись опытом работы в новых условиях на федеральном и региональном уровнях. На круглых столах и пленарных заседаниях обсуждались наиболее важные вопросы, связанные с развитием Федеральной контрактной системы, совершенствованием законодательной базы в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок, эффективным использованием бюджетных средств и ряд других тем,  организованных Министерством экономического развития РФ, Министерством финансов РФ, Федеральной антимонопольной службой, Федеральным казначейством. По итогам, Депгосзаказа Югры награжден дипломом за активное участие в 10-ом Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ-2014», а также почетным знаком к десятилетию Всероссийского Форума-выставки.

В 2014 году продолжена работа по повышению уровня профессиональной подготовки специалистов в сфере размещения государственного и муниципального заказов.

Так, в мае и ноябре 2014 года проведены семинары по теме: «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг. Применение Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ», в которых приняли участие более 800 человек.

В ноябре 2014 года проведены курсы повышения квалификации государственных заказчиков автономного округа по теме: «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг», обучено 76 человек.

В декабре 2014 года проведены курсы повышения квалификации государственных заказчиков по теме: «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг», обучено 120 человек.

Одним из инструментов повышения эффективности расходования бюджетных средств автономного округа является повышение качества планирования расходов, существенная составляющая которой - планирование закупок. В автономном округе в этих целях формируется план закупок автономного округа.

         План закупок автономного округа за 2014 год составил 41,03 млрд. руб., в том числе лимит финансирования контрактов на текущий финансовый год, составил 35,45 млрд. руб., лимит переходящего финансирования многолетних контрактов составил 5,58 млрд. руб. (2014 - 2016 гг.).

В 2014 году план закупок автономного округа увеличился на 10% по сравнению с 2013 годом (37, 35 млрд. руб. по итогам 2013 года). Основными причинами увеличения объема плана закупок являются увеличение финансирования программных мероприятий по всем отраслям.

Сформированные (откорректированные) ведомственные планы закупок ежеквартально размещаются на сайте автономного округа для ввода информации о размещении заказов http://ozhmao.ru. Информация о распределении плана закупок между главными распорядителями бюджетных средств представлена (далее - ГРБС) на диаграмме 1, при этом основная сумма плана закупок 36,39 млрд. руб. (88,7%) приходится на 6 ГРБС:

- Депздрав Югры – 19,39 млрд. руб. (47,3% от общей суммы плана). Доминирующими закупками являются: поставка медикаментов, расходных медицинских материалов, медицинской аппаратуры, услуги в области здравоохранения;

- Депдорхоз и транспорта Югры –8,35 млрд. руб. (20,4%). Доминирующими закупками являются: строительные работы, услуги по обеспечению функционирования дорожного хозяйства;

- Депстрой Югры – 3,45 млрд. руб. (8,4%). Доминирующими закупками являются: строительные работы и услуги строительства;

- Депобразования и молодежи Югры – 2,05 млрд. руб. (5,0%). Доминирующими закупками являются: услуги в области образования, комплексные коммунальные услуги, поставка пищевых продуктов и напитков;

- Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 1,52 млрд. руб. (3,7%). Доминирующими закупками являются: выполнение проектных работ, работ по техническому обслуживанию оборудования, текущему ремонту объектов;

- Депсоцразвития Югры – 1,63 млрд. руб. (3,9%). Доминирующими закупками являются: комплексные коммунальные услуги и поставка продуктов питания.

 

Диаграмма 1

План закупок автономного округа за 2014 год исполнен на 37,40 млрд. руб., в том числе лимит финансирования контрактов, запланированных к размещению в 2014 году, составил 33,57 млрд. руб., лимит переходящего финансирования многолетних контрактов составил 3,83 млрд. руб. (2014 - 2016 гг.).

Процент исполнения плана закупок за 2014 год в целом по округу составил 94,7%.

         В том числе процент исполнения плана закупок в разрезе ГРБС:

-   Депздрав Югры – 18,03 млрд. руб. – (93%);

-   Депдорхоз и транспорта Югры –6,56 млрд. руб. (97 %);

-   Депстрой Югры – 3,42 млрд. руб. (99%);

-   Департамент управделами Югры 1,37 млрд. руб. (90%);

-   Депобразования и молодежи Югры – 2,23 млрд. руб. (96%);

-   Депсоцразвития Югры – 1,38 млрд. руб. (85%).

В пределах своих полномочий в части контроля за исполнением плана закупок автономного округа уполномоченный орган в сфере размещения государственного заказа автономного округа осуществляет на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг согласование закупок государственным заказчикам автономного округа. При согласовании закупок проводится проверка наличия потребности в плане закупок.

Информация об осуществлении закупок между ГРБС за 2014 год представлена на диаграмме 2.

 

Диаграмма 2

В целях расширения доступа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций к государственным и муниципальным заказам Законом № 44-ФЗ, данной категории предоставлены преференции при участии в осуществлении закупок, а также установлена для заказчиков норма закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок.

В 2014 году государственными и муниципальными заказчиками планировалось разместить у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций 9,3 млрд. руб. или 22,9% от совокупного годового объема закупок, в том числе:

- государственными заказчиками 4,8 млрд. руб. или 18,5%;

- муниципальными заказчиками – 4,5 млрд. руб. или 30,7%.

Осуществление закупок государственными и муниципальными заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2014 год составило 7,1 млрд. руб. или 17,4%, в том числе:

- государственными заказчиками – 4,2 млрд. руб. или 16,8%;

- муниципальными заказчиками – 2,9 млрд. руб. или 19,6%.

В рамках сформированного плана закупок автономного округа в 2014 году проведено 60190 закупок на общую сумму 42,698 млрд. руб., в том числе, самостоятельное осуществление закупок государственными заказчиками путем проведения конкурсов и аукционов в соответствии с полномочиями составило 9895 процедуры на сумму 8,507 млрд. руб.

Уполномоченным органом и государственными заказчиками проведено закупок (диаграмма 3):

-   открытых конкурсов - 206 процедур на сумму
1,931 млрд. руб.;

-  конкурсов с ограниченным участием – 49 процедур на сумму 0,109 млрд. руб.

-   аукционов в электронной форме – 12346 процедур на сумму 31,727 млрд. руб.;

-  запросов предложений – 131 процедура на сумму 1,344 млрд. руб.;

-  запросов котировок - 6316 процедур на сумму 1,297 млрд. руб.;

- закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме договоров, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части  1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ - 5114 контрактов на сумму 4,452 млрд. руб.;

- договоры, заключенные в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1  статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ -  35995 договоров на сумму 1,835 млрд. руб.

Показателем, характеризующим прозрачность и доступность осуществления закупок в автономном округе, определена «доля аукционов в размещении государственного заказа, проведенных в электронном виде». Данный показатель составил 87% от суммы осуществленных конкурентными способами закупок, что свидетельствует о высокой прозрачности закупок в автономном округе.

Показателем эффективности осуществления закупок является экономия бюджетных средств, которая в 2014 году, согласно отчетной информации государственных заказчиков, при осуществлении закупок составила 2,463 млрд. руб., т.е. 6% от начальной (максимальной) цены размещенных контрактов.

 

Диаграмма 3

 

 

 

Уполномоченным органом в 2014 году проведено
2730 закупок на сумму 26,56 млрд. руб., в т.ч.:

-      открытых конкурсов – 145 на сумму 1,65 млрд. руб.;

-      аукционов в электронной форме – 2561 на сумму
23,61 млрд. руб.

-      запросов предложений – 24 на сумму 1,30 млрд. руб.

25,857 млрд. руб. или 95,3 % от проведенных закупок уполномоченным органом приходится на 8 ГРБС (диаграмма 4).

 

Диаграмма 4

Из всего объема проведенных уполномоченным органом закупок состоялись 58 %. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года данный показатель увеличился на 18,1 %, что говорит о повышении уровня конкуренции при проведении закупок.

Основными причинами, по которым не состоялись закупки, являются:

-   не подана ни одна заявка на участие в конкурсе или аукционе;

-   подана одна заявка на участие в конкурсе или аукционе;

-   отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе всем участникам закупки;

-   отказ в допуске единственному участнику закупки к участию в конкурсе или аукционе.

Таблица 1

Доля состоявшихся конкурсов и аукционов,

проведенных уполномоченным органом

 

Способ определения поставщика

Количество закупок

В т.ч. количество состоявшихся закупок

Состоявшихся закупок, %

Открытый конкурс

145

93

64,1

Аукцион в электронной форме

2561

1477

57,7

Итого

2706

1570

58

 

 

 

Расходы бюджета автономного округа направлены на обеспечение приоритетных направлений государственной политики и создание базовых условий для повышения темпов социально-экономического развития. Они направлены на повышение качества жизни населения посредством модернизации и улучшения материальной базы в социальной сфере, доступность и высокое качество здравоохранения, улучшение жилищных условий и повышение качества жилищно-коммунальных услуг, развитие транспортной инфраструктуры и т.д. Об этом свидетельствует распределение закупок по товарным группам (диаграмма 5).

 

Диаграмма 5

 

Осуществляется работа, направленная на расширение возможностей участия в закупках физических и юридических лиц, создание эффективных условий для здоровой конкуренции между участниками закупок, обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок. В  аукционах, проведенных уполномоченным органом, приняли участие 7254 участника закупок. На один аукцион приходится 2-3 участника закупки.

В 2014 году по сравнению с 2013 годом наблюдается снижение доли аукционов с низким уровнем конкуренции (подано от 0 до 1 заявки) – на 17,1 % и увеличение доли аукционов со средним (подано от 2 до 5 заявок) и с высоким  уровнем конкуренции (подано от 6 и более заявок) – на 14,8% и 2,2% соответственно (диаграмма 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 6

Высокую эффективность работы системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в автономном округе характеризует  небольшой объем оспариваемых в судебных и контрольных органах действий заказчиков, уполномоченного органа, комиссий при размещении заказов, а также результат рассмотрения поступивших исков и обращений.

Так в 2014 году в рамках административного производства в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на действия государственных заказчиков автономного округа, конкурсной /аукционной комиссий, уполномоченного органа при размещении заказов уполномоченным органом, подано 118 жалоб, из которых 8 отозваны заявителями, 10 возвращены, 98 жалоб признана необоснованной, в действиях уполномоченного органа нарушений не выявлено, 2 жалобы признаны обоснованными. В настоящее время 2 обоснованные жалобы оспариваются в судебном порядке.

В рамках судопроизводства в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подано 6 заявлений об оспаривании решений и предписаний Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Всего за текущий период уполномоченный орган принял участие в 96 судебных разбирательствах по 36 судебным делам, из которых 35 решений принято в пользу автономного округа. Одно дело находится в судебном производстве. 

Опубликовано: 20.02.2016 13:34        Обновлено: 24.08.2016 11:18