Размер:
Цвет:

Отчет об итогах социально-экономического развития за 1 квартал 2016 года

Сведения к итогам социально-экономического развития
за 1 квартал 2016 года

 

В развитие законодательства по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – автономный округ) и с целью оптимизации деятельности органов государственной власти автономного округа по реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон) и Закона автономного округа от 24.10.2013         № 101-оз «О регулировании отношений, направленных на функционирование контрактной системы в сфере закупок в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», постановлением Правительства автономного округа от 29.01.2016       № 12-п (далее – Постановление № 12-п) внесены изменения в постановление Правительства автономного округа от 06.12.2013 № 530-п «Об уполномоченном органе, уполномоченном учреждении на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Постановление № 530-п) и постановление Правительства автономного округа от 24.01.2014 № 21-п «О порядке формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, порядке формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и о внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.12.2011 № 445-п «Об утверждении порядка формирования и исполнения плана государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»».

Постановлением № 12-п в порядок взаимодействия уполномоченного органа автономного округа, уполномоченного учреждения автономного округа с заказчиками автономного округа включены особенности взаимодействия при формировании планов-графиков закупок.

С целью создания оптимальных условий для эффективного взаимодействия заказчиками автономного округа в срок не позднее семи рабочих дней со дня доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств направляется сформированный план-график закупок на согласование исполнительным органам государственной власти автономного округа, реализующим единую государственную политику в соответствующей сфере. Согласование плана-графика и его изменений осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы «Государственный заказ».

Уполномоченным органом или уполномоченным учреждением также осуществляется мониторинг планов-графиков закупок заказчиков, в которых содержится информация о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя), по которым осуществляется соответственно уполномоченным органом или уполномоченным учреждением.

В целях оптимизации деятельности уполномоченного учреждения автономного округа в условиях централизованных закупок казенным учреждениям, подведомственным Департаменту здравоохранения автономного округа, переданы функции заказчика в части осуществления планирования закупок, проведения запроса котировок, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения государственных контрактов, осуществления исполнения и обеспечения их оплаты ввиду того, что финансирование на приобретение лекарственных препаратов и расходных медицинских материалов доведено до казенных учреждений в рамках государственных заданий.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлением № 12-п установлена начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в размере десяти миллионов рублей.

С целью формирования региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд автономного округа, в соответствии с частями 7, 9 статьи 4 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства автономного округа от 05.02.2016 № 17-п автоматизированная информационная система «Государственный заказ» определена региональной информационной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд автономного округа, сайт автономного округа в сети Интернет для ввода информации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд автономного округа www.ozhmao.ru –  сайтом региональной информационной системы.

Региональная информационная система позволит повысить эффективность и результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд автономного округа, обеспечить гласность и прозрачность осуществления закупок, предотвратить коррупционные и другие злоупотребления в сфере закупок.

С 1 января 2016 года, в целях развития системы общественного контроля в автономном округе, снижен порог начальной (максимальной) цены контракта, либо цены контракта, заключаемого для обеспечения нужд автономного округа с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - с 1 млрд. рублей до 500 млн. рублей, с которого проводится обязательное общественное обсуждение закупок, за исключением закупок, сведения о которых составляют государственную тайну. Обязательное общественное обсуждение закупок осуществляется на форуме в региональной информационной системе «Государственный заказ».

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 19 Закона, постановлением Правительства автономного округа от 18.12.2016 № 463-п «О правилах определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельным ценам товаров, работ, услуг), закупаемых органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»  утверждены требования к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) для нужд автономного округа. Исполнительные органы государственной власти автономного округа должны разработать и утвердить требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), закупаемым ими и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями до 1 июня 2016 года в соответствии с Планом мероприятий по реализации концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (постановление Правительства автономного округа от 12.07.2013 № 244-п «О концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»).

С целью формирования эффективного взаимодействия заказчиков автономного округа с уполномоченным органом по определению для них поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в условиях централизованных закупок утверждены порядок подготовки и оформления документов для проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), методика по установлению критериев оценки и применения порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, методика оформления расчета начальной  (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (приложение 1.1).

В марте 2016 года представители автономного округа приняли участие в 12-ом Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ – За честные закупки». Делегаты Югры приняли участие в деловой программе Форума. Обсуждение касалось многих вопросов, в том числе доступа малого и среднего бизнеса к участию в закупках, использование банковских гарантий, возможности банковского сопровождения гарантий и других. По итогам участия в Форуме в адрес Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам» в проект резолюции направлен перечень проблем, которые возникают при практической реализации Закона о контрактной системе и подзаконных нормативных правовых актов в сфере закупок в автономном округе, а также предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на их решение.

 

Процесс планирования и нормирования закупок

План закупок автономного округа на 2016 год с учетом корректировки составил 45,52 млрд. руб., в том числе лимит финансирования контрактов на текущий финансовый год, составил 42,77 млрд. руб., лимит переходящего финансирования многолетних контрактов составил 2,75 млрд. руб. (2017 - 2018 гг.).

В 2016 году план закупок автономного округа увеличился на 2,9% по сравнению с 2015 годом (44,21 млрд. руб. по итогам 2015 года). Основными причинами увеличения объема плана закупок являются увеличение финансирования программных мероприятий по развитию транспортной системы автономного округа на 2014 - 2020 годы, корректировка плана закупок на очередной финансовый год по причине незаключения контрактов вследствие несостоявшихся закупок.

Сформированные (откорректированные) ведомственные планы закупок ежеквартально размещаются на сайте автономного округа для ввода информации о размещении заказов www.ozhmao.ru.  

Информация о распределении плана закупок между главными распорядителями бюджетных средств (далее – ГРБС) представлена на диаграмме 1, при этом основная сумма плана закупок 40,47 млрд. руб. (88,9%) приходится на 6 ГРБС:

              Депздрав Югры – 24,92 млрд. руб. (54,8% от общей суммы плана). Доминирующими закупками являются: поставка медикаментов, расходных медицинских материалов, медицинской аппаратуры, услуги в области здравоохранения;

              Депдорхоз и транспорта Югры –7,6 млрд. руб. (16,7%). Доминирующими закупками являются: строительные работы, услуги по обеспечению функционирования дорожного хозяйства;

              Депстрой Югры – 2,4 млрд. руб. (5,3%). Доминирующими закупками являются: строительные работы и услуги строительства;

              Депобразования и молодежи Югры – 1,79 млрд. руб. (4,0%). Доминирующими закупками являются: услуги в области образования, комплексные коммунальные услуги, поставка пищевых продуктов и напитков;

              Аппарат Губернатора Югры – 2,39 млрд. руб. (5,2%). Доминирующими закупками являются: выполнение проектных работ, работ по техническому обслуживанию оборудования, текущему ремонту объектов;

Депсоцразвития Югры – 1,37 млрд. руб. (2,9%). Доминирующими закупками являются: комплексные коммунальные услуги и поставка продуктов питания.

 

Диаграмма 1. Структура плана закупок автономного округа

в разрезе ГРБС

 

План закупок автономного округа по итогам первого квартала 2016 года исполнен на 19,29 млрд. руб., в том числе лимит финансирования контрактов, запланированных к размещению в 2016 году, составил 17,57 млрд. руб., лимит переходящего финансирования многолетних контрактов составил 1,72 млрд. руб. (2017 - 2018 годы).

Процент исполнения плана закупок в первом квартале 2016 года в целом по округу составил 42,4%.

В том числе процент исполнения плана закупок в разрезе ГРБС:

-        Депдорхоз и транспорта Югры 5,30 млрд. руб. (69,7 %);

-        Депобразования и молодежи Югры – 1,1 млрд. руб. (61,5%);

-        Аппарат Губернатора ХМАО – Югры – 1,34 млрд. руб. (55,9%);

-        Депсоцразвития Югры – 0,67 млрд. руб. (48,8%)

-        Депздрав Югры –8,94 млрд. руб. (35,8%);

-        Депстрой Югры – 0,57 млрд. руб. (23,8%).

Высокий процент исполнения плана закупок достигнут в результате осуществления «опережающих» закупок (договоры, контракты, заключенные за счет средств бюджета текущего финансового года), а также заключения долгосрочных государственных контрактов, длительность производственного цикла выполнения которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на выполнение работ на объектах автономного округа в рамках выполнения государственной программы «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы».

В пределах своих полномочий, в части контроля за исполнением плана закупок автономного округа, уполномоченный орган в сфере размещения государственного заказа автономного округа осуществляет согласование плана закупок в автоматизированной системе «Государственный заказ».

Информация об исполнении плана закупок главными распорядителями бюджетных средств за первый квартал 2016 года представлена на диаграмме 2.

 

Диаграмма 2. Исполнение плана закупок автономного округа за первый квартал 2016 года в разрезе ГРБС

 

Закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

В целях расширения доступа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций  к государственным и муниципальным закупкам Законом о контрактной системе данной категории предоставлены преференции при участии в осуществлении закупок, а также для заказчиков установлена норма закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

По итогам за первый квартал 2016 года объем закупок, осуществленных государственными и муниципальными заказчиками, по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, а также объем привлечения в отчетном году субподрядчиков и соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций к исполнению контрактов, составил 3,95 млрд. руб. или 10,4%, в том числе:

-        государственными заказчиками – 2,62 млрд. руб. или 12,2%;

-        муниципальными заказчиками – 1,33 млрд. руб. или 8,1%.

 

Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам государственных компаний

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» и Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в 2015 году создано акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация).

Одной из основных задач Корпорации является организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, в годовом объеме закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, а также обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями в целях оказания поддержки субъектам МСП.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2015 № 1169 «О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга» (далее – постановление № 1169) в автономном округе Депгосзаказа Югры, в соответствии с Постановлением Правительства автономного округа от 15.01.2016 № 3-п определен уполномоченным органом на организацию и осуществление оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, проектов изменений, вносимых в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.

В соответствии с вышеуказанным постановлением:

с 1 мая 2016 года – оценку соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов изменений, вносимых в такие планы, мониторинг соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, изменений, внесенных в такие планы, годовых отчетов о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства;

с 1 декабря 2016 года – оценку соответствия проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы.

В настоящее время Минэкономразвития России совместно с Корпорацией МСП ведется работа по разработке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня конкретных заказчиков регионального уровня, в отношении которых в 2016 году будет проводиться оценка соответствия или мониторинг соответствия.

В автономном округе указанным критериям по итогам за 2015 год соответствуют семь заказчиков:

-        ОАО «Государственная страховая компания «Югория»;

-        ОАО «Нижневартовскавиа»;

-        АО «Югорская региональная электросетевая компания»;

-        ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг»;

-        АО «Государственная компания «Северавтодор»;

-        Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Городские тепловые сети»;

-        Муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска «Теплоснабжение».

Вся информация о закупочной деятельности вышеперечисленных заказчиков в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) размещена в единой информационной системе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке».

При этом номенклатура товаров, работ, услуг, закупка которых планируется у субъектов МСП заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации, а также сроки такой закупки отражены в отдельных разделах планов закупок таких заказчиков, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что позволяет обеспечить своевременное информирование субъектов МСП о возможности участия в указанных закупках и является средством поддержки МСП.

В соответствии с постановлением № 1169, при проведении оценки соответствия и мониторинга соответствия контролируется:

-     соблюдение годового планируемого объема закупки у субъектов МСП в размере не менее 10 % от общего объема закупок. В соответствии с Законом № 223-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 установлена доля закупок у субъектов МСП в размере 18%, в том числе 10% по результатам закупок, осуществляемых только среди субъектов МСП;

-     соблюдение годового объема закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 8.2 статьи 3 Законом № 223-ФЗ;

-     соответствие раздела плана закупки или проекта плана закупки о закупках у субъектов МСП утвержденному заказчиком перечню товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов МСП.

 

Уровень конкуренции при осуществлении закупок

В рамках сформированного плана закупок автономного округа в 1 квартале 2016 года проведено 5275 конкурентных закупок на сумму 7,6 млрд. рублей, в том числе самостоятельное осуществление закупок государственными заказчиками путем проведения конкурентных закупок в соответствии с полномочиями, составило 3818 процедуры на сумму 1,77 млрд. рублей (таблица 1).

Таблица 1

Закупки, проведенные в автономном округе в первом квартале 2016 года по конкурентным способам определения поставщика


№№п/п

Способ закупки

1 квартал 2015 года

1 квартал 2016 года

Количество

Млрд. руб.

Количество

Млрд. руб.

11

открытый конкурс

54

0,201

71

0,55

22

конкурс с ограниченным участием

4

0,019

3

0,03

33

аукцион в электронной форме

3681

9,027

3343

6,62

44

запрос предложений

12

0,375

1

0,002

55

запрос котировок

1764

0,345

1857

0,4

 

Итого

5515

9,967

5275

7,6


 

Из анализа представленных в таблице данных следует, что наиболее востребованным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в 1 квартале 2016 года стал аукцион в электронной форме, доля которого составила 87,1% от общего объема осуществленных закупок конкурентными способами. Такой показатель характеризует высокий уровень прозрачности и доступности осуществления закупок в автономном округе.

Востребованность процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме обусловлена удобством проведения таких процедур для заказчиков, а также минимизацией временных и материальных затрат в сравнении с процедурами, проводимыми в бумажном виде.

Экономия бюджетных средств, при осуществлении закупок за первый квартал 2016 года, составила 0,85 млрд. руб. или 9,1% от начальной (максимальной) цены размещенных контрактов (в первом квартале 2015 года экономия составляла 5,4%).

По результатам проведенной экономической оценки эффективности наибольшее снижение начальной максимальной цены контракта выявлено у семи ГРБС.


ГРБС

Сумма по НМЦК, рублей

Сумма по контрактам, рублей

Значение показателя эффективности, %

Место в рейтинге

 

Департамент ЖКК и энергетики Югры

17079993,00

11532137,72

32,5

1

Депстрой Югры

20742023,96

14502869,21

30

2

Дума Югры

25195135,27

18056584,66

28,3

3

Депгосслужбы Югры

5585259,79

4066378,70

27,2

4

Избирком Югра

4414156,57

3248103,88

26,4

5

Обрнадзор Югры

79696,83

60810,00

23,7

6

Депэкономики Югры

36168082,78

28501012,91

21,2

7


 

Закупки у единственного поставщика

Одной из задач контрактной системы является увеличение конкуренции и сокращение случаев закупок у единственного поставщика. В отчетном периоде совокупный объем закупок у единственного поставщика в автономном округе составил 26,2% от общего объема осуществленных закупок (10,3 млрд. руб.):

-            закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)[1] – 2678 контрактов на сумму 2,28 млрд. руб.;

-            договоры, заключенные в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона – 7958 договоров на сумму 0,42 млрд. руб.

 

Централизация закупок в рамках контрактной системы

На сегодняшний день, во исполнение плана мероприятий по реализации Концепции перехода к контрактной системе, в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 06.12.2013 № 530-п «Об уполномоченном органе, уполномоченном учреждении на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в автономном округе построена модель закупочного процесса, совмещающая централизованные закупки через уполномоченный орган (Депгосзаказа Югры) и уполномоченное учреждение (казенное учреждение автономного округа «Центр лекарственного мониторинга»), а также самостоятельные закупки, проводимые заказчиками.

Факторами, свидетельствующими о целесообразности внедрения большей степени централизации закупок в автономном округе, является установление в Законе о контрактной системе ограничений на применение упрощенных способов закупок (запрос котировок, запрос предложений, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); изменение (усложнение) правил проведения конкурентных способов закупок, а также появление новых способов (запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс); закрепление в Законе требований об осуществлении закупок на профессиональной основе.

В условиях централизованных закупок в 1 квартале 2016 года проведено 1457 конкурентных закупок на сумму 5,83 млрд. рублей (или 76,7% объема конкурентных закупок).

1) Количество проведенных закупок уполномоченным органом за первый квартал 2016 года составило 155 закупки на сумму 2,44 млрд. руб., что меньше аналогичного периода 2015 года в 3,5 и 2,5 раза соответственно в связи с тем, что закупки на поставку расходных материалов и медикаментов, а также на поставку медикаментов, продуктов питания для обеспечения льготных категорий граждан и оказание услуг логистики по их доставке переданы уполномоченному учреждению (таблица 2).

Таблица 2

Закупки, проведенные уполномоченным органом


Способ определения поставщика

1 квартал 2015 года

1 квартал 2016 года

Количество

Сумма,

млрд. руб.

Количество

Сумма, млрд. руб.

Открытый конкурс

22

0,18

70

0,55

Аукцион в электронной форме

509

5,48

84

1,89

Запрос предложений

5

0,37

1

0,002

Итого

536

6,03

155

2,44


 

Основной объем закупок 1,564 млрд. руб. или 64,2% приходится на строительные работы и услуги строительства. Структура проведенных закупок в разрезе товарных групп представлена на диаграмме 3.

 

Диаграмма 3. Структура проведенных закупок уполномоченным органом за 1 квартал 2016 года в разрезе товарных групп

 

Более 70% общего объема проведенных закупок уполномоченным органом приходится на 3 ГРБС:

-        Департамент управделами Югры – 0,690 млрд. рублей (или 28,3%);

-        Депдорхоз и транспорта Югры – 0,558 млрд. рублей (или 22,9%);

-        Депздрав Югры – 0,471 млрд. рублей (или 19,3%);

-        Прочие – 0,716 млрд. рублей (или 29,3%).

 

Количество состоявшихся закупок, проведенных уполномоченным органом в отчетном периоде, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и составило 58,7% (таблица 3).

 

Таблица 3

Количество состоявшихся закупок, проведенных уполномоченным органом,

 в сравнении с 1 кварталом 2015 года

 

Способ определения поставщика

1 квартал 2015 года

 

1 квартал 2016 года

Количество закупок, ед.

В том числе:

Количество закупок, ед.

В том числе:

Количество состоявшихся закупок, ед.

Состоявшихся закупок, %

Количество состоявшихся закупок, ед.

Состоявшихся закупок, %

Открытый конкурс

22

13

59,1

70

56

80

Аукцион в электронной форме

509

240

47,2

84

35

41,7

Запрос предложений

5

3

60

1

0

0

Итого

536

256

47,8

155

91

58,7

 

Анализ данных, представленных в указанной таблице, свидетельствует о том, что в отчетном периоде количество закупок, проводимых в форме открытого конкурса, увеличилось в 3,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. При этом доля состоявшихся закупок достигла 80%.

Обращает на себя внимание тот факт, что заказчики автономного округа стали чаще выбирать такую форму проведения закупки, что позволяет им выбирать поставщика не только по наименьшей цене, но и, учитывая его квалификацию, и как следствие получать более качественную услугу или товар.

Приоритетным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) остается аукцион в электронной форме, на его долю приходится 54,2% в общем количестве закупок, проведенных в условиях централизованных закупок. При этом доля состоявшихся аукционов снизилась на 5,5% по сравнению с первым кварталом 2015 года, и составила 41,7%, что обусловлено, в первую очередь, происходящими отрицательными явлениями в экономике:

-   труднопредсказуемое изменение уровня цен;

-   введенные экономические санкции, ограничения на импорт отдельных групп товаров из-за рубежа;

-   рост процентной ставки по банковским кредитам внутри страны;

-   рост стоимости банковских гарантий, которые предоставляются в целях обеспечения заявок и исполнения контрактов.

Со стороны заказчиков причинами низкой конкуренции при проведении торгов могут быть:

-     завышенный уровень требований заказчика к участникам закупок или закупаемым товарам (работам, услугам);

-     излишнее укрупнение размещаемого заказа, повлекшее за собой сокращение количества потенциальных участников размещения заказа;

-     отсутствующий или низкий уровень конкуренции на рынке закупаемых товаров (работ, услуг).

Всего в аукционах, проведенных уполномоченным органом, приняли участие 286 участников. Среднее количество участников закупок на торгах по сравнению с аналогичным периодом 2015 года увеличилось с 2,2 до 3,4.

Нужно отметить, что доля аукционов с высоким уровнем конкуренции (от 6 и более заявок) увеличилась на 13,7%, а доля аукционов с низким уровнем конкуренции (от 0 до 1 заявки) осталась практически на прежнем уровне.

Достигнутая за счет роста конкуренции экономия составила 0,157 млрд. рублей, что составляет 8,2% от общего объема завершенных закупок.

2) Уполномоченным учреждением за первый квартал 2016 года проведено 1462 закупок на сумму 3,397 млрд. рублей в условиях централизованных закупок, в том числе:

 

 

Способ определения поставщика

Количество

Сумма, млрд. руб.

2

Аукцион в электронной форме

1279

3,38

 

Запрос котировок

23

0,007

 

Закупки у единственного поставщика[2]

160

0,01

 

Итого

1462

3,397

 

Преобладающим способом определения поставщика является аукцион в электронной форме, доля которого составляет 87,5% от общего количества размещенных извещений. При этом доля состоявшихся аукционов составила 94,1%. Удобство закупок в электронной форме делает их наиболее привлекательными для заказчиков, которые в ряде случаев пользуются правом проведения электронных аукционов при закупке товаров, работ, услуг, не включенных в аукционный перечень.

Экономия бюджетных средств по итогам проведенных закупок уполномоченным учреждением составила 0,29 млрд. рублей, что составляет 8,93% от общего объема завершенных закупок.

В рамках проводимой политики импортозамещения с применением предусмотренных контрактной системой мер поддержки отечественных производителей, с целью развития национальной экономики, создания благоприятных условий отечественным товаропроизводителям, независимости от продукции иностранных производств в 424 закупках на сумму 0,78 млрд. рублей установлено преимущество товарам российского происхождения. По итогам проведенных торгов было заключено 280 контрактов на сумму 0,45 млрд. рублей.

 

 

Основные выводы

1.                 В первом квартале проведено закупок на сумму более 10,3 млрд. рублей. Общий объем заключенных контрактов в отчетном периоде 7,78 млрд. рублей, а с учетом контрактов, заключенных по опережающим закупкам в 2015 году с лимитом финансирования 2016 года, и долгосрочных контрактов составил 19,29 млрд. рублей;

2.                 В 2016 году план закупок автономного округа увеличился на 2,9% по сравнению с 2015 годом (44,21 млрд. руб. по итогам 2015 года);

3.                 В условиях централизованных закупок среднее количество участников закупок на торгах увеличилось до 3,4;

4.                 Достигнутая за счет роста конкуренции экономия по результатам закупок составила более 0,85 млрд. рублей или 9,1% от начальной (максимальной) цены размещенных контрактов;

5.                 Преобладающим способом определения поставщика является аукцион в электронной форме, доля которого составляет 87,1% от общего объема осуществленных закупок конкурентными способами. Удобство проведения закупок в электронной форме делает их наиболее привлекательными для заказчиков.

 


Приложение 1.1

 

Перечень нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принятых в 1 квартале 2016 года

 

1.   Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.01.2016 № 3-п «Об организации оценки соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы, мониторинга соответствия таких планов, изменений, внесенных в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке»;

2.   Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.01.2016 № 9 «О внесении изменения в приложение 1 к постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 июня 2010 года № 114 «О Департаменте государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»»;

3.   Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.01.2016 № 12-п «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

4.   Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.02.2016 № 17-п «О региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;

5.   Приказ Депгосзаказа Югры от 05.02.2016 № 6 «О внесении изменений в приказ от 03.04.2015 № 38 «Об утверждении методики по установлению критериев оценки и применения порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном  конкурсе»;

6.   Приказ Депгосзаказа Югры от 10.02.2016 № 7 «О внесении изменений в приказ Депгосзаказа Югры от 15 августа 2013 года № 44 «Об утверждении типового положения о единой комиссии по осуществлению закупок и типовых форм документов по размещению заказов для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

7.   Приказ Депгосзаказа Югры от 11.02.2016 № 9 «О внесении изменений в приложения к приказу Депгосзаказа Югры от 26 августа 2010 года № 21 «Об утверждении Положений о структурных подразделениях Департамента государственного заказа»»;

8.            Приказ Депгосзаказа Югры от 19.02.2016 № 11 «О внесении изменений в приказы от 12.11.2015 № 98 «Об утверждении методики оформления расчета начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)», от 27.03.2015 № 36 «Об утверждении инструкции  по формированию и исполнению плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, об осуществлении закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций»;

9.            Приказ Депгосзаказа Югры от 02.03.2016 № 16 «О внесении изменений в приказ Депгосзаказа Югры от 30.03.2015 № 35 «Об утверждении порядка подготовки и оформления документов для проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уполномоченным органом автономного округа»»;

10.        Приказ Депгосзаказа Югры от 14.03.2016 № 18 «О внесении изменений в приказ от 12.11.2015 № 98 «Об утверждении методики оформления расчета начальной  (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)»».

 

 




[1] За исключением случаев, когда закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) была осуществлена по пп. 4, 5, 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

 


[2] За исключением случая, когда закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) была осуществлена по результатам конкурса, аукциона, запроса предложений, запроса котировок, признанных несостоявшимися, в том числе, когда закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) была осуществлена по результатам конкурса, аукциона, запроса предложений, признанных несостоявшимися, по согласованию с контрольным органом.

 



Опубликовано: 04.05.2016 17:59        Обновлено: 23.08.2016 17:29