Размер:
Цвет:

Отчет об итогах социально-экономического развития за 1 полугодие 2016 года

Сведения к итогам социально-экономического развития
за январь - июнь 2016 года

 

С целью обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторинга достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ), а также оптимизации деятельности органов государственной власти автономного округа по реализации Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон) и Закона автономного округа от 24 октября 2013 года № 101-оз «О регулировании отношений, направленных на функционирование контрактной системы в сфере закупок в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», постановлением Правительства автономного округа от 3 июня 2016 года № 192-п (далее – Постановление № 192-п) внесены изменения в постановление Правительства автономного округа от 06 декабря 2013 года № 530-п «Об уполномоченном органе, уполномоченном учреждении на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Постановление № 530-п).

В рамках создания оптимальных условий для эффективного взаимодействия с заказчиками автономного округа в срок не позднее семи рабочих дней со дня доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств направляется сформированный план-график закупок на согласование исполнительным органам государственной власти автономного округа, реализующим единую государственную политику в соответствующей сфере. Согласование плана-графика и его изменений осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы «Государственный заказ».

Постановлением № 192-п внесены изменения в порядок взаимодействия уполномоченного учреждения автономного округа с казенными и бюджетными учреждениями, подведомственными Департаменту здравоохранения автономного округа, в части передачи последним полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования, а также передачи полномочий уполномоченного учреждения автономного округа казенным и бюджетным учреждениям Департамента здравоохранения автономного округа по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытых конкурсов, аукционов в электронной форме по результатам несостоявшихся совместных конкурсов и аукционов на закупку расходных медицинских материалов и лекарственных препаратов, а также открытых конкурсов, аукционов в электронной форме на закупку расходных медицинских материалов и лекарственных препаратов с начальной (максимальной) ценой контракта, не превышающей 3 миллионов рублей, на общую сумму заключенных контрактов не более 10 % от общего объема финансирования для отдельных казенных и бюджетных учреждений автономного округа.

С целью создания оптимальных условий для эффективного взаимодействия заказчиков автономного округа в срок не позднее пяти рабочих дней со дня доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств направляется сформированный план-график закупок с техническим заданием и обоснованием (расчетом) начальной (максимальной) цены контракта на согласование исполнительным органам государственной власти автономного округа, реализующим единую государственную политику в соответствующей сфере, за исключением осуществления закупки в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Согласование плана-графика и его изменений осуществляется с использованием региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд автономного округа с применением электронной подписи. Это, в свою очередь, позволит повысить эффективность и результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд автономного округа, обеспечить гласность и прозрачность осуществления закупок, предотвратить коррупционные и другие злоупотребления в сфере закупок.

С 1 января 2016 года, в развитие системы общественного контроля в автономном округе, снижен порог начальной (максимальной) цены контракта, либо цены контракта, заключаемого для обеспечения нужд автономного округа с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – с 1 млрд. рублей до 500 млн. рублей, с которого проводится обязательное общественное обсуждение закупок, за исключением закупок, сведения о которых составляют государственную тайну. Обязательное общественное обсуждение закупок осуществляется на форуме в региональной информационной системе «Государственный заказ».

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 19 Закона, постановлением Правительства автономного округа от 18 декабря 2016 года № 463-п «О правилах определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельным ценам товаров, работ, услуг), закупаемых органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»  утверждены требования к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) для нужд автономного округа. Исполнительными органами государственной власти автономного округа разрабатываются и утверждаются требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), закупаемым ими и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями в соответствии с Планом мероприятий по реализации концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в автономном округе (постановление Правительства автономного округа от 12 июля 2013 года № 244-п «О концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»).

С целью формирования эффективного взаимодействия заказчиков автономного округа с уполномоченным органом по определению для них поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в условиях централизованных закупок утверждены порядок подготовки и оформления документов для проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), методика по установлению критериев оценки и применения порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, методика оформления расчета начальной  (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (приложение 1.1).

В феврале текущего года заключено Соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Правительством автономного округа, Торгово-промышленной палатой автономного округа и Акционерным обществом «Единая электронная торговая площадка» (далее – Соглашение). Соглашение направлено на развитие системы закупок в автономном округе в соответствии с Законом о контрактной системе и Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ), а также поддержку участия малого и среднего предпринимательства в закупках, при оказании финансовой и нефинансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

В первом полугодии 2016 года с целью повышения уровня профессиональной подготовки специалистов в сфере размещения государственного и муниципального заказов проведены мероприятия:

- обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Управление государственными и муниципальными закупками», продолжительность 72 аудиторных часа (июнь, Ханты-Мансийск);

- семинар по теме: «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг. Практика применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ», количество участников составило около 500 человек (май, Ханты-Мансийск).

Участниками семинара стали руководители и сотрудники контрактных служб, контрактные управляющие, руководители и сотрудники муниципальных органов, уполномоченных на определение поставщиков, сотрудники структурных подразделений органов власти автономного округа, уполномоченные на осуществление внутреннего финансового контроля, ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, контроля за деятельностью учреждений и органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление внутреннего финансового контроля и контроля в сфере закупок.

- семинар для муниципальных заказчиков на тему: «Федеральный Закон №44-ФЗ «О контрактной системе»: актуальные изменения 2016 года. Перспективы перехода закупок в электронную форму. Практика работы на электронной торговой площадке». Бесплатный, обучающий семинар организован Акционерным обществом «Единая электронная торговая площадка» (июнь, Сургут).

В марте 2016 года представители автономного округа приняли участие в 12-ом Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ – За честные закупки». Делегаты Югры приняли участие в деловой программе Форума. Обсуждение касалось многих вопросов, в том числе доступа малого и среднего бизнеса к участию в закупках, использование банковских гарантий, возможности банковского сопровождения гарантий и других. По итогам участия в Форуме в адрес Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам» в проект резолюции направлен перечень проблем, которые возникают при практической реализации Закона о контрактной системе и подзаконных нормативных правовых актов в сфере закупок в автономном округе, а также предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на их решение.

 

Процесс планирования и нормирования закупок

План закупок автономного округа на 2016 год с учетом корректировки составил 43,30 млрд. руб., в том числе лимит финансирования контрактов на текущий финансовый год, составил 40,55 млрд. руб., лимит переходящего финансирования многолетних контрактов составил 2,75 млрд. руб. (2017 - 2018 гг.).

В 2016 году план закупок автономного округа уменьшился на 2,1% по сравнению с 2015 годом (44,21 млрд. руб. по итогам 2015 года). Основными причинами уменьшения объема плана закупок являются уменьшение объема капитальных вложений по Государственной программе автономного округа «Развитие здравоохранения на 2016-2020 годы», сокращение расходов на обслуживание государственного долга, произведена оптимизация расходов бюджета автономного округа.

Сформированные (откорректированные) ведомственные планы закупок ежеквартально размещаются на сайте автономного округа для ввода информации о размещении заказов www.ozhmao.ru.

Информация о распределении плана закупок между главными распорядителями бюджетных средств (далее – ГРБС) представлена на диаграмме 1, при этом основная сумма плана закупок 39,26 млрд. руб. (90,7%) приходится на 6 ГРБС:

Депздрав Югры – 23,94 млрд. руб. (55,3% от общей суммы плана). Доминирующими закупками являются: поставка медикаментов, расходных медицинских материалов, медицинской аппаратуры, услуги в области здравоохранения;

Депдорхоз и транспорта Югры –7,60 млрд. руб. (17,6%). Доминирующими закупками являются: строительные работы, услуги по обеспечению функционирования дорожного хозяйства;

Депстрой Югры – 1,55 млрд. руб. (3,6%). Доминирующими закупками являются: строительные работы и услуги строительства;

Депобразования и молодежи Югры – 2,21 млрд. руб. (5,1%). Доминирующими закупками являются: услуги в области образования, комплексные коммунальные услуги, поставка пищевых продуктов и напитков;

Аппарат Губернатора Югры – 2,53 млрд. руб. (5,9%). Доминирующими закупками являются: выполнение проектных работ, работ по техническому обслуживанию оборудования, текущему ремонту объектов;

Депсоцразвития Югры – 1,42 млрд. руб. (3,3%). Доминирующими закупками являются: комплексные коммунальные услуги и поставка продуктов питания.

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1. Структура плана закупок автономного округа

в разрезе ГРБС


 

План закупок автономного округа по итогам первого полугодия 2016 года исполнен на 25,33 млрд. руб., в том числе лимит финансирования контрактов, запланированных к размещению в 2016 году, составил 23,36 млрд. руб., лимит переходящего финансирования многолетних контрактов составил 1,97 млрд. руб. (2017 - 2018 годы).

Процент исполнения плана закупок в первом полугодии 2016 года в целом по округу составил 58,5%.

В том числе процент исполнения плана закупок в разрезе ГРБС:

Депдорхоз и транспорта Югры 5,88 млрд. руб. (61,1 %);

Депобразования и молодежи Югры – 1,44 млрд. руб. (68,5%);

Аппарат Губернатора ХМАО – Югры – 1,53 млрд. руб. (60,2%);

Депсоцразвития Югры – 0,77 млрд. руб. (67,7%)

Депздрав Югры –13,21 млрд. руб. (55,2%);

Депстрой Югры – 0,58 млрд. руб. (37,8%).

Высокий процент исполнения плана закупок достигнут в результате осуществления «опережающих» закупок (договоры, контракты, заключенные за счет средств бюджета текущего финансового года), а также заключения долгосрочных государственных контрактов, длительность производственного цикла выполнения которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на выполнение работ на объектах автономного округа в рамках выполнения государственной программы «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 - 2020 годы».

В пределах своих полномочий, в части контроля за исполнением плана закупок автономного округа, уполномоченный орган в сфере размещения государственного заказа автономного округа осуществляет согласование плана закупок в автоматизированной системе «Государственный заказ».

Информация об исполнении плана закупок главными распорядителями бюджетных средств за первое полугодие 2016 года представлена на диаграмме 2.

 

Диаграмма 2. Исполнение плана закупок автономного округа за первое полугодие 2016 года в разрезе ГРБС


 

Закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

В целях расширения доступа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО) к государственным и муниципальным закупкам Законом о контрактной системе данной категории предоставлены преференции при участии в осуществлении закупок, а также для заказчиков установлена норма закупок у СМП, СОНКО в размере не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Дополнительно для поддержки указанных участников закупок в автономном округе принято постановление Правительства автономного округа от 09 октября 2013 года № 419-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 – 2020 годы»» (далее – дорожная карта), где предусмотрено увеличение доли осуществляемых государственных закупок у СМП и СОНКО в течение 5 лет с 15% до 25% к 2020 году.

Годовой показатель, установленный дорожной картой на 2016 год, составляет 20%.

В 2016 году государственными и муниципальными заказчиками планируется разместить у СМП, СОНКО закупок на сумму 14,71 млрд. руб. или 34,5% от совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона, в том числе:

- государственными заказчиками – 8,79 млрд. руб. или 32,7%;

- муниципальными заказчиками – 5,91 млрд. руб. или 37,6%.

По итогам за первое полугодие 2016 года объем закупок, осуществленных государственными и муниципальными заказчиками, по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только СМП и СОНКО, а также объем привлечения в отчетном году субподрядчиков и соисполнителей из числа СМП и СОНКО к исполнению контрактов, составил 7,06 млрд. руб. или 16,6%, в том числе:

- государственными заказчиками – 4,52 млрд. руб. или 16,8%;

- муниципальными заказчиками – 2,54 млрд. руб. или 16,1%.

 

Анализ закупок у субъектов малого и среднего

предпринимательства, проведенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» и Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в 2015 году создано акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация).

Одной из основных задач Корпорации является организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, в годовом объеме закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, а также обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями в целях оказания поддержки субъектам МСП.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 1169 «О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга» (далее – постановление № 1169, оценка соответствия, мониторинг соответствия) в автономном округе Депгосзаказа Югры в соответствии с Постановлением Правительства автономного округа от 15 января 2016 года       № 3-п определен уполномоченным органом на организацию и осуществление оценки соответствия и мониторинга соответствия.

В соответствии с пунктом 2.5 Соглашения о взаимодействии между Правительством автономного округа и Корпорацией от 30 июня 2016 года         № С-202 Депгосзаказа Югры с 1 мая 2016 года проводит оценку соответствия в отношении семи конкретных заказчиков автономного округа, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 года № 717-р:

-        АО «Государственная страховая компания «Югория»;

-        АО «Нижневартовскавиа»;

-        АО «Югорская региональная электросетевая компания»;

-        АО «Югорский лесопромышленный холдинг»;

-        АО «Государственная компания «Северавтодор»;

-        Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Городские тепловые сети»;

-        Муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска «Теплоснабжение».

За период с мая по июнь 2016 года уполномоченным органом выдано:

5 уведомлений о несоответствии проекта плана закупки товаров, работ, услуг, проекта плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекта изменений, вносимых в такой план, требованиям об участии субъектов МСП в закупке;

35 заключений о соответствии проекта плана закупки товаров, работ, услуг, проекта плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекта изменений, вносимых в такой план, требованиям об участии субъектов МСП в закупке.

В соответствии с постановлением № 1169 конкретными заказчиками соблюдены:

годовой планируемый объем закупок у субъектов МСП в размере не менее 10% от общего объема закупок. В соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1352 установлена доля закупок у субъектов МСП в размере 18%, в том числе 10% по результатам закупок, осуществляемых только среди субъектов МСП;

годовой объем закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 8.2 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ;

соответствие раздела плана закупки или проекта плана закупки о закупках у субъектов МСП утвержденному заказчиком перечню товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов МСП.

Планируемый общий объем прямых закупок у субъектов МСП на 1 июля составляет 8,513 млрд. руб. На диаграмме 3 представлены объемы закупок у субъектов МСП конкретных заказчиков регионального уровня.

 

Диаграмма 3. Годовой планируемый объем закупок у субъектов МСП от общего объема закупок на 1 июля 2016 года

 


 

Вся информация о закупочной деятельности вышеперечисленных заказчиков в рамках Федерального закона № 223-ФЗ размещена в Единой информационной системе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года № 908 «Об утверждении положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке».

При этом номенклатура товаров, работ, услуг, закупка которых планируется у субъектов МСП заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации, а также сроки такой закупки отражены в отдельных разделах планов закупок таких заказчиков, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что позволяет обеспечить своевременное информирование субъектов МСП о возможности участия в указанных закупках и является средством поддержки МСП.

 

 

Уровень конкуренции при осуществлении закупок

В рамках сформированного плана закупок автономного округа в первом полугодии 2016 года было размещено 11 830 извещений об осуществлении закупок на сумму 15,729 млрд. рублей, в том числе самостоятельное осуществление закупок государственными заказчиками в соответствии с полномочиями составило 8 344 процедуры на сумму 3,661 млрд. рублей. В сравнении с аналогичным периодом 2015 года количество извещений об осуществлении закупок увеличилось на 20,6%. При этом наблюдается незначительное снижение общего объема извещений – на 9,7%. Сведения о количественном и общем объеме извещений в разбивке по процедурам определения поставщика представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Сведения о размещенных в первом полугодии 2015-2016 гг. извещениях в разбивке по процедурам определения поставщика


№№п/п

Способ закупки

1 полугодие 2015 года

1 полугодие 2016 года

Количество

Млрд. руб.

Количество

Млрд. руб.

11

открытый конкурс

81

0,373

137

0,827

22

конкурс с ограниченным участием

5

0,019

3

0,028

33

аукцион в электронной форме

7294

16,081

7710

13,993

44

запрос предложений

9

0,426

4

0,043

55

запрос котировок

2417

0,511

3976

0,838

 

Итого

9806

17,41

11830

15,729


 

Из анализа представленных в таблице данных следует, что наиболее востребованным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в 1 полугодии 2016 года остается аукцион в электронной форме, доля которого составила 88,9% от общего объема осуществленных закупок. Такой показатель характеризует высокий уровень прозрачности и доступности осуществления закупок в автономном округе.

Востребованность процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме обусловлена удобством проведения таких процедур для заказчиков, а также минимизацией временных и материальных затрат в сравнении с процедурами, проводимыми в бумажном виде. При этом надо отметить значительный рост количества проведенных закупок в форме открытого конкурса (более чем в 1,5 раза), что позволяет заказчикам заключать государственные контракты, исходя из квалификации, наличия опыта поставки аналогичных товаров, выполнения работ, оказания услуг, деловой репутации участника закупки и других критериев в соответствии с конкурсной документацией.

Экономия бюджетных средств, при осуществлении закупок за первое полугодие 2016 года, составила 1,85 млрд. руб. или 10,5% от начальной (максимальной) цены размещенных контрактов.

По результатам проведенной экономической оценки эффективности наибольшее снижение начальной максимальной цены контракта выявлено у семи ГРБС, данные представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Экономическая оценка эффективности в разрезе ГРБС


ГРБС

Сумма по НМЦК, рублей

Сумма по контрактам, рублей

Значение показателя эффективности, %

Место в рейтинге

 

Обрнадзор Югры

285 518,69

191 820,00

32,8

1

Департамент ЖКК и энергетики Югры

17 220 709,67

11 669 137,72

32,2

2

Депгосслужбы Югры

12 098 740,49

8 423 106,70

30,4

3

Дума Югры

34 864 971,28

26 227 517,67

24,8

4

Избирком Югра

5 999 356,33

4 575 239,88

23,7

5

Депстрой Югры

36 672 907,66

29 143 291,66

20,5

6

Депсоцразвития Югры

711 165 051,75

567 518 273,29

20,2

7


 

Закупки у единственного поставщика

Одной из задач контрактной системы является увеличение конкуренции и сокращение случаев закупок у единственного поставщика. В отчетном периоде совокупный объем закупок у единственного поставщика в автономном округе составил 18,4% от общего объема осуществленных закупок (19,268 млрд. руб.):

-            закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)[1] – 3 719 контрактов на сумму 2,82 млрд. руб.;

-            договоры, заключенные в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона – 13 212 договоров на сумму 0,718 млрд. руб.

 

Централизация закупок в рамках контрактной системы

На сегодняшний день, во исполнение плана мероприятий по реализации Концепции перехода к контрактной системе, в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 6 декабря 2013 года № 530-п «Об уполномоченном органе, уполномоченном учреждении на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в автономном округе построена модель закупочного процесса, совмещающая централизованные закупки через уполномоченный орган (Депгосзаказа Югры) и уполномоченное учреждение (казенное учреждение автономного округа «Центр лекарственного мониторинга»), а также самостоятельные закупки, проводимые заказчиками.

Факторами, свидетельствующими о целесообразности внедрения большей степени централизации закупок в автономном округе, является установление в Законе о контрактной системе ограничений на применение упрощенных способов закупок (запрос котировок, запрос предложений, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); изменение (усложнение) правил проведения конкурентных способов закупок, а также появление новых способов (запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс); закрепление в Законе требований об осуществлении закупок на профессиональной основе.

В условиях централизованных закупок в 1 полугодии 2016 года проведено 3 486 конкурентных закупок на сумму 12,068 млрд. рублей (или 76,7% объема проведенных конкурентных закупок).

Вместе с тем объем сэкономленных бюджетных средств в первом полугодии 2016 года составил 1,043 млрд. руб. (или 9,7% от общего объема проведенных централизованных закупок), что свидетельствует об эффективности функционирования института централизации в автономном округе.

1) Количество проведенных закупок уполномоченным органом за первый полугодие 2016 года составило 493 закупки на сумму 4,796 млрд. руб. Во втором квартале количество проведенных закупок увеличилось в 2,2 раза, при этом обращает на себя внимание тот факт, что доля торгов, проведенных в форме аукциона в электронной форме по сравнению с открытым конкурсом, увеличилась более чем на 25% и составила 80% от общего количества проведенных закупок (таблица 3).

 

Таблица 3

Количество состоявшихся закупок, проведенных уполномоченным органом, за первое полугодие 2016 года

Способ определения поставщика

1 квартал 2016 года

 

2 квартал 2016 года

Количество закупок, ед.

Доля закупок, %

 

В том числе:

Количество закупок, ед.

Доля закупок, %

 

В том числе:

Количество состоявшихся закупок, ед.

Состоявшихся закупок, %

Количество состоявшихся закупок, ед.

Состоявшихся закупок, %

Открытый конкурс

70

45,2

56

80

65

19,2

37

56,9

Аукцион в электронной форме

84

54,2

35

41,7

272

80,5

160

58,8

Запрос предложений

1

0,6

0

0

1

0,3

0

0

Итого

155

-

91

58,7

338

-

197

58,3

 

Из данных таблицы видно, что доля состоявшихся процедур в течение первого полугодия остается на прежнем уровне и составляет чуть больше половины проведенных закупок. Такой невысокий показатель состоявшихся процедур обусловлен, в первую очередь, происходящими явлениями в экономике:

труднопредсказуемое изменение уровня цен;

введенные экономические санкции, ограничения на импорт отдельных групп товаров из-за рубежа;

рост процентной ставки по банковским кредитам внутри страны;

рост стоимости банковских гарантий, которые предоставляются в целях обеспечения заявок и исполнения контрактов.

Со стороны заказчиков причинами низкой конкуренции при проведении торгов могут быть:

завышенный уровень требований заказчика к участникам закупок или закупаемым товарам (работам, услугам);

излишнее укрупнение размещаемого заказа, влекущее за собой сокращение количества потенциальных участников размещения заказа;

отсутствующий или низкий уровень конкуренции на рынке закупаемых товаров (работ, услуг).

Обращает на себя внимание тот факт, что заказчики автономного округа стали чаще выбирать «Открытый конкурс» как форму проведения закупки (по сравнению с первым полугодием 2015 года количество таких закупок увеличилось в три раза), что позволяет им выбирать поставщика не только по наименьшей цене, но и, учитывая его квалификацию, и как следствие, получать более качественную услугу или товар.

Основной объем закупок 2,39 млрд. рублей или 49,7% приходится на строительство и строительные услуги. Структура проведенных закупок в разрезе товарных групп представлена на диаграмме 4.

 

 

Диаграмма 4. Структура проведенных закупок уполномоченным органом за первое полугодие 2016 года в разрезе товарных групп


 

Более 60% общего объема проведенных закупок уполномоченным органом приходится на 4 ГРБС:

-        Депдорхоз и транспорта Югры – 0,93 млрд. рублей (или 19,4%);

-        Депздрав Югры – 0,7 млрд. рублей (или 14,6%);

-        Департамент управделами Югры – 0,69 млрд. рублей (или 14,4%);

-        Депэкономики Югры – 0,58 млрд. рублей (или 12,1%).

Приоритетным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) остается аукцион в электронной форме, на его долю приходится 80,5% в общем количестве закупок, проведенных в условиях централизованных закупок.

Всего на участие в аукционах, проводимых уполномоченным органом, было подано 1129 заявок. Среднее количество участников закупок на торгах по сравнению с аналогичным периодом 2015 года увеличилось с 2,5 до 3,2, что свидетельствует о возрастании конкуренции на торгах.

Нужно отметить, что доля аукционов с высоким уровнем конкуренции (от 6 и более заявок) увеличилась на 6,8%, а доля аукционов с низким уровнем конкуренции (от 0 до 1 заявки) осталась практически на прежнем уровне.

Достигнутая за счет роста конкуренции экономия составила 0,385 млрд. рублей, что составляет 10,37% от общего объема завершенных закупок.

2) Уполномоченным учреждением за первое полугодие 2016 года проведено 3191 закупок на сумму 7,286 млрд. рублей в условиях централизованных закупок (таблица 4).

 

Таблица 4

Закупки, осуществленные уполномоченным учреждением в отчетном периоде

Способ определения поставщика

Количество

Сумма, млрд. руб.

11

Аукцион в электронной форме

2937

7,24

32

Запрос котировок

55

0,031

33

Запрос предложений

1

0,0001

44

Закупки у единственного поставщика[2]

198

0,015

 

Итого

3191

7,286

 

Основным способом определения поставщика является аукцион в электронной форме, доля которого составляет 92% от общего количества размещенных извещений. Удобство закупок в электронной форме делает их наиболее привлекательными для заказчиков, которые в ряде случаев пользуются правом проведения электронных аукционов при закупке товаров, работ, услуг, не включенных в аукционный перечень. Всего на участие в аукционах, проводимых уполномоченным органом, было подано 9 028 заявок (среднее количество заявок на одну закупку составило 3 единицы, доля аукционов со средним уровнем конкуренции при подаче от 2 до 5 заявок является самой высокой и составляет 57,58%). Доля состоявшихся аукционов составила 94,1%, что говорит об очень высоком уровне конкуренции при проведении закупок на поставку медицинских препаратов, материалов, специализированного питания для отдельных категорий граждан. При этом доля аукционов с высоким уровнем конкуренции (от 6 и более заявок) составила в отчетном периоде 33,76%, а доля аукционов с низким уровнем конкуренции (от 0 до 1 заявки) всего составила 8,66%.

Структура проведенных закупок уполномоченным органом в разрезе товарных групп представлена на диаграмме 5.

 

Диаграмма 5. Структура проведенных закупок уполномоченным органом в разрезе товарных групп


 

По данным диаграммы 5 видно, что основной объем закупок 4,63 млрд. рублей или 63,52% приходится на поставку лекарственных препаратов.

Экономия бюджетных средств по итогам проведенных закупок уполномоченным учреждением составила 0,657 млрд. рублей, что составляет 9,4% от общего объема завершенных закупок.

В рамках проводимой политики импортозамещения с применением предусмотренных контрактной системой мер поддержки отечественных производителей, с целью развития национальной экономики, создания благоприятных условий отечественным товаропроизводителям, независимости от продукции иностранных производств, уполномоченным учреждением в 2096 закупках на сумму 3,79 млрд. рублей установлено преимущество товарам российского происхождения.

 

Основные выводы

1.                 План закупок автономного округа по итогам первого полугодия 2016 года исполнен на 25,33 млрд. руб., в том числе лимит финансирования контрактов, запланированных к размещению в 2016 году, составил 23,36 млрд. руб., лимит переходящего финансирования многолетних контрактов составил 1,97 млрд. руб. (2017 - 2018 годы);

2.                 Размещено извещений о закупках на сумму 15,729 млрд. рублей. В сравнении с аналогичным периодом 2015 года количество извещений об осуществлении закупок увеличилось на 20,6%;

3.                 Наиболее востребованным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в 1 полугодии 2016 года остается аукцион в электронной форме, доля которого составила 88,9% от общего объема осуществленных закупок;

4.                 В первом полугодии отмечается значительный рост количества проведенных закупок в форме открытого конкурса (более чем в 1,5 раза) по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, что позволяет заказчикам выбирать поставщика не только по наименьшей цене, но и, учитывая его квалификацию, и как следствие, получать более качественную услугу или товар;

5.                 В условиях централизованных закупок в 1 полугодии 2016 года проведено 3 486 конкурентных закупок на сумму 12,068 млрд. рублей (или 76,7% объема проведенных конкурентных закупок);

6.                 В условиях централизованных закупок среднее количество участников закупок на торгах увеличилось до 3,2;

7.                 По итогам за первое полугодие 2016 года объем закупок, осуществленных государственными и муниципальными заказчиками, по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только СМП и СОНКО, а также объем привлечения в отчетном году субподрядчиков и соисполнителей из числа СМП и СОНКО к исполнению контрактов, составил 7,06 млрд. руб. или 16,6%;

8.                 Достигнутая за счет роста конкуренции экономия по результатам закупок составила более 0,85 млрд. рублей или 9,1% от начальной (максимальной) цены размещенных контрактов;

9.                 С 1 мая 2016 года Депгосзаказа Югры осуществляется оценка соответствия конкретных заказчиков автономного округа во исполнение постановления № 1169, по результатам которой выданы 5 уведомлений о несоответствии и 35 заключений о соответствии проекта плана закупки товаров, работ, услуг, проекта плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекта изменений, вносимых в такой план, требованиям об участии субъектов МСП в закупке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.1

 

Перечень нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принятых в 1 полугодии 2016 года

 

1.   Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.01.2016 № 3-п «Об организации оценки соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы, мониторинга соответствия таких планов, изменений, внесенных в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке»;

2.   Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.01.2016 № 9 «О внесении изменения в приложение 1 к постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 июня 2010 года № 114 «О Департаменте государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»»;

3.   Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.01.2016 № 12-п «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

4.   Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.02.2016 № 17-п «О региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;

5.   Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.06.2016 № 192-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 декабря 2013 года № 530-п «Об уполномоченном органе, уполномоченном учреждении на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»»;

6.   Приказ Депгосзаказа Югры от 05.02.2016 № 6 «О внесении изменений в приказ от 03.04.2015 № 38 «Об утверждении методики по установлению критериев оценки и применения порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном  конкурсе»;

7.   Приказ Депгосзаказа Югры от 11.02.2016 № 9 «О внесении изменений в приложения к приказу Депгосзаказа Югры от 26 августа 2010 года № 21 «Об утверждении Положений о структурных подразделениях Департамента государственного заказа»»;

8.            Приказ Депгосзаказа Югры от 02.03.2016 № 16 «О внесении изменений в приказ Депгосзаказа Югры от 30.03.2015 № 35 «Об утверждении порядка подготовки и оформления документов для проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уполномоченным органом автономного округа»»;

9.            Приказ Депгосзаказа Югры от 14.03.2016 № 18 «О внесении изменений в приказ от 12.11.2015 № 98 «Об утверждении методики оформления расчета начальной  (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)»»;

10.        Приказ Депгосзаказа Югры от 01.04.2016 № 27 «О внесении изменений в приказ Депгосзаказа Югры от 15 августа 2013 года № 44 «Об утверждении типового положения о единой комиссии по осуществлению закупок и типовых форм документов по размещению заказов для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

11.        Приказ Депгосзаказа Югры от 31.05.2016 № 40 «Об осуществлении полномочий заказчика»;

12.        Приказ Депгосзаказа Югры от 16.06.2016 № 45 «О внесении изменений в приказы от 12.11.2015 № 98 «Об утверждении методики оформления расчета начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)», от 27.03.2015 № 36 «Об утверждении инструкции  по формированию и исполнению плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, об осуществлении закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

 

 

 




[1] За исключением случаев, когда закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) была осуществлена по пп. 4, 5, 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

 


[2] За исключением случая, когда закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) была осуществлена по результатам конкурса, аукциона, запроса предложений, запроса котировок, признанных несостоявшимися, в том числе, когда закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) была осуществлена по результатам конкурса, аукциона, запроса предложений, признанных несостоявшимися, по согласованию с контрольным органом.

 








Опубликовано: 21.07.2016 15:11        Обновлено: 23.08.2016 17:18