Размер:
Цвет:

Отчет об итогах социально-экономического развития за 9 месяцев 2016 года



С целью обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторинга достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ), а также оптимизации деятельности органов государственной власти автономного округа по реализации Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон) и Закона автономного округа от 24 октября 2013 года № 101-оз «О регулировании отношений, направленных на функционирование контрактной системы в сфере закупок в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», постановлением Правительства автономного округа от 3 июня 2016 года № 192-п (далее – Постановление № 192-п) внесены изменения в постановление Правительства автономного округа от 06 декабря 2013 года № 530-п «Об уполномоченном органе, уполномоченном учреждении на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Постановление № 530-п).
В рамках создания оптимальных условий для эффективного взаимодействия с заказчиками автономного округа в срок не позднее семи рабочих дней со дня доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств направляется сформированный план-график закупок на согласование исполнительным органам государственной власти автономного округа, реализующим единую государственную политику в соответствующей сфере. Согласование плана-графика и его изменений осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы «Государственный заказ».
Постановлением № 192-п внесены изменения в порядок взаимодействия уполномоченного учреждения автономного округа с казенными и бюджетными учреждениями, подведомственными Департаменту здравоохранения автономного округа, в части передачи последним полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования, а также передачи полномочий уполномоченного учреждения автономного округа казенным и бюджетным учреждениям Департамента здравоохранения автономного округа по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытых конкурсов, аукционов в электронной форме по результатам несостоявшихся совместных конкурсов и аукционов на закупку расходных медицинских материалов и лекарственных препаратов, а также открытых конкурсов, аукционов в электронной форме на закупку расходных медицинских материалов и лекарственных препаратов с начальной (максимальной) ценой контракта, не превышающей 3 миллионов рублей, на общую сумму заключенных контрактов не более 10 % от общего объема финансирования для отдельных казенных и бюджетных учреждений автономного округа.
С целью создания оптимальных условий для эффективного взаимодействия заказчиков автономного округа в срок не позднее пяти рабочих дней со дня доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств направляется сформированный план-график закупок с техническим заданием и обоснованием (расчетом) начальной (максимальной) цены контракта на согласование исполнительным органам государственной власти автономного округа, реализующим единую государственную политику в соответствующей сфере, за исключением осуществления закупки в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Согласование плана-графика и его изменений осуществляется с использованием региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд автономного округа с применением электронной подписи. Это, в свою очередь, позволит повысить эффективность и результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд автономного округа, обеспечить гласность и прозрачность осуществления закупок, предотвратить коррупционные и другие злоупотребления в сфере закупок.
С 1 января 2016 года, в развитие системы общественного контроля в автономном округе, снижен порог начальной (максимальной) цены контракта, либо цены контракта, заключаемого для обеспечения нужд автономного округа с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – с 1 млрд. рублей до 500 млн. рублей, с которого проводится обязательное общественное обсуждение закупок, за исключением закупок, сведения о которых составляют государственную тайну. Обязательное общественное обсуждение закупок осуществляется на форуме в региональной информационной системе «Государственный заказ».
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 19 Закона, постановлением Правительства автономного округа от 18 декабря 2016 года № 463-п «О правилах определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельным ценам товаров, работ, услуг), закупаемых органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» утверждены требования к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) для нужд автономного округа. Исполнительными органами государственной власти автономного округа разрабатываются и утверждаются требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), закупаемым ими и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями в соответствии с Планом мероприятий по реализации концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в автономном округе (постановление Правительства автономного округа от 12 июля 2013 года № 244-п «О концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»).
С целью формирования эффективного взаимодействия заказчиков автономного округа с уполномоченным органом по определению для них поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в условиях централизованных закупок утверждены порядок подготовки и оформления документов для проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), методика по установлению критериев оценки и применения порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, методика оформления расчета начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (приложение 1.1).
В феврале текущего года заключено Соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Правительством автономного округа, Торгово-промышленной палатой автономного округа и Акционерным обществом «Единая электронная торговая площадка» (далее – Соглашение). Соглашение направлено на развитие системы закупок в автономном округе в соответствии с Законом о контрактной системе и Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ), а также поддержку участия малого и среднего предпринимательства в закупках, при оказании финансовой и нефинансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
В рамках исполнения мероприятий, предусмотренных Соглашением о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Торгово-промышленной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Акционерным обществом «Единая электронная торговая площадка» от 16.06.2016 года, Департаментом государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, совместно с ОАО «Единая электронная торговая площадка» было организовано проведение обучающей конференции «Федеральный Закон №44-ФЗ «О контрактной системе»: Актуальные изменения 2016 года. Перспективы перехода закупок в электронную форму. Практика работы на электронной площадке», количество слушателей – 300 человек (сентябрь, Ханты-Мансийск)
В 2016 году с целью повышения уровня профессиональной подготовки специалистов в сфере размещения государственного и муниципального заказов проведены мероприятия:
- обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Управление государственными и муниципальными закупками», продолжительность 72 аудиторных часа (июнь, Ханты-Мансийск);
- семинар по теме: «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг. Практика применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ», количество участников составило около 500 человек (май, Ханты-Мансийск).
Участниками семинара стали руководители и сотрудники контрактных служб, контрактные управляющие, руководители и сотрудники муниципальных органов, уполномоченных на определение поставщиков, сотрудники структурных подразделений органов власти автономного округа, уполномоченные на осуществление внутреннего финансового контроля, ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, контроля за деятельностью учреждений и органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление внутреннего финансового контроля и контроля в сфере закупок.
- семинар для муниципальных заказчиков на тему: «Федеральный Закон №44-ФЗ «О контрактной системе»: актуальные изменения 2016 года. Перспективы перехода закупок в электронную форму. Практика работы на электронной торговой площадке». Бесплатный, обучающий семинар организован Акционерным обществом «Единая электронная торговая площадка» (июнь, Сургут).
В марте 2016 года представители автономного округа приняли участие в 12-ом Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ – За честные закупки». Делегаты Югры приняли участие в деловой программе Форума. Обсуждение касалось многих вопросов, в том числе доступа малого и среднего бизнеса к участию в закупках, использование банковских гарантий, возможности банковского сопровождения гарантий и других. По итогам участия в Форуме в адрес Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам» в проект резолюции направлен перечень проблем, которые возникают при практической реализации Закона о контрактной системе и подзаконных нормативных правовых актов в сфере закупок в автономном округе, а также предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на их решение.

Процесс планирования и нормирования закупок

На сегодняшний день в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре разработаны и приняты правила нормирования государственных закупок:
-постановление Правительства автономного округа от 26 декабря 2014 года № 518 «Об определении нормативных затрат на обеспечение функций органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и подведомственных им казенных учреждений»;
- постановление Правительства автономного округа от 18 декабря 2015 года № 463-п «О Правилах определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельным ценам товаров, работ, услуг), закупаемых органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Органами государственной власти автономного округа в первом полугодии 2016 года разработаны ведомственные перечни отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), а также нормативные затраты на обеспечение органами исполнительной власти своих функций и функций подведомственных им учреждений.
Нормирование закупок в автономном округе состоит из двух составляющих:
 установление нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков;
 установление конкретных требований к закупаемым товарам (работам, услугам), которые позволят избежать закупок, имеющих избыточные потребительские свойства, или являющихся предметами роскоши.
Инструменты нормирования призваны обеспечить целесообразность закупок по качеству, объему и цене. При этом заказчики не ограничены в приобретении действительно нужных им товаров (работ, услуг), но в то же время не закупят товары (работы, услуги), превышающие по своим характеристикам и потребительским свойствам фактические потребности заказчика. Одним из обязательных требований является установление предельных цен на закупку отдельных категорий товаров (автомобилей, средств связи, мебели и т.п.).
В соответствии с порядком, установленным Правительством Югры от 24 июля 2015 года № 233-п «О требованиях к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» все проекты актов, регулирующих нормирование закупок, в том числе ведомственные акты, в рамках общественного контроля проходят общественное обсуждение с обязательным размещением в единой информационной системе в сфере закупок Российской Федерации и выносятся на рассмотрение общественного совета при органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
План закупок автономного округа на 2016 год с учетом корректировки составил 45,57 млрд. руб., в том числе лимит финансирования контрактов на текущий финансовый год, составил 42,03 млрд. руб., лимит переходящего финансирования многолетних контрактов составил 3,54 млрд. руб. (2017 - 2018 гг.).
В 2016 году план закупок автономного округа увеличился на 2,9% по сравнению с 2015 годом (44,21 млрд. руб. по итогам 2015 года). Основными причинами увеличения объема плана закупок являются увеличение финансирования программных мероприятий по социально-экономическому развитию, инвестициям и инновациям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы, по социальной поддержке жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы, по развитию транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 – 2020 годы. Сформированные (откорректированные) ведомственные планы закупок ежеквартально размещаются на сайте автономного округа для ввода информации о размещении заказов www.ozhmao.ru.
Информация о распределении плана закупок между главными распорядителями бюджетных средств (далее – ГРБС) представлена на диаграмме 1, при этом основная сумма плана закупок 41,34 млрд. руб. (90,7%) приходится на 6 ГРБС:
Депздрав Югры – 23,32 млрд. руб. (51,1% от общей суммы плана). Доминирующими закупками являются: поставка медикаментов, расходных медицинских материалов, медицинской аппаратуры, услуги в области здравоохранения;
Депдорхоз и транспорта Югры –10,09 млрд. руб. (22,2%). Доминирующими закупками являются: строительные работы, услуги по обеспечению функционирования дорожного хозяйства;
Аппарат Губернатора Югры – 2,65 млрд. руб. (5,8%). Доминирующими закупками являются: выполнение проектных работ, работ по техническому обслуживанию оборудования, текущему ремонту объектов;
Депобразования и молодежи Югры – 2,33 млрд. руб. (5,1%). Доминирующими закупками являются: услуги в области образования, комплексные коммунальные услуги, поставка пищевых продуктов и напитков;
Депстрой Югры – 1,53 млрд. руб. (3,4%). Доминирующими закупками являются: строительные работы и услуги строительства;
Депсоцразвития Югры – 1,42 млрд. руб. (3,1%). Доминирующими закупками являются: комплексные коммунальные услуги и поставка продуктов питания.

Диаграмма 1. Структура плана закупок автономного округа в разрезе ГРБС

План закупок автономного округа по итогам за 9 месяцев 2016 года исполнен на 32,88 млрд. руб., в том числе лимит финансирования контрактов, запланированных к размещению в 2016 году, составил 29,26 млрд. руб., лимит переходящего финансирования многолетних контрактов составил 3,62 млрд. руб. (2017 - 2018 годы).
Процент исполнения плана закупок в за 9 месяцев 2016 года в целом по округу составил 72%.
В том числе процент исполнения плана закупок в разрезе ГРБС:
Депздрав Югры –16,94 млрд. руб. (72,6%);
Депдорхоз и транспорта Югры – 8,03 млрд. руб. (79,5 %);
Депобразования и молодежи Югры – 2,18 млрд. руб. (93,5%);
Аппарат Губернатора ХМАО – Югры – 1,82 млрд. руб. (68,7%);
Депсоцразвития Югры – 1,16 млрд. руб. (81,7%);
Депстрой Югры – 0,61 млрд. руб. (39,8%).
Высокий процент исполнения плана закупок достигнут в результате осуществления «опережающих» закупок (договоры, контракты, заключенные за счет средств бюджета текущего финансового года), а также заключения долгосрочных государственных контрактов, длительность производственного цикла выполнения которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на выполнение работ на объектах автономного округа в рамках выполнения государственной программы «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 - 2020 годы».
В пределах своих полномочий, в части контроля за исполнением плана закупок автономного округа, уполномоченный орган в сфере размещения государственного заказа автономного округа осуществляет согласование плана закупок в региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Информация об исполнении плана закупок главными распорядителями бюджетных средств за 9 месяцев 2016 года представлена на диаграмме 2.

Диаграмма 2. Исполнение плана закупок автономного округа за 9 месяцев 2016 года в разрезе ГРБС




Закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

В целях расширения доступа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО) к государственным и муниципальным закупкам Законом о контрактной системе данной категории предоставлены преференции при участии в осуществлении закупок, а также для заказчиков установлена норма закупок у СМП, СОНКО в размере не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Дополнительно для поддержки указанных участников закупок в автономном округе принято постановление Правительства автономного округа от 09 октября 2013 года № 419-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 – 2020 годы»» (далее – дорожная карта), где предусмотрено увеличение доли осуществляемых государственных закупок у СМП и СОНКО в течение 5 лет с 15% до 25% к 2020 году.
Годовой показатель, установленный дорожной картой на 2016 год, составляет 20%.
В 2016 году государственными и муниципальными заказчиками планируется разместить у СМП, СОНКО закупок на сумму 16,73 млрд. руб. или 39,9% от совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона, в том числе:
- государственными заказчиками – 9,18 млрд. руб. или 37,4%;
- муниципальными заказчиками – 7,55 млрд. руб. или 43,4%.
По итогам за 9 месяцев 2016 года объем закупок, осуществленных государственными и муниципальными заказчиками, по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только СМП и СОНКО, а также объем привлечения в отчетном году субподрядчиков и соисполнителей из числа СМП и СОНКО к исполнению контрактов, составил 10,76 млрд. руб. или 25,7%, в том числе:
- государственными заказчиками – 7,09 млрд. руб. или 28,9%;
- муниципальными заказчиками – 3,67 млрд. руб. или 21,1%.


Анализ закупок у субъектов малого и среднего
предпринимательства, проведенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» и Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в 2015 году создано акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация).
Одной из основных задач Корпорации является организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, в годовом объеме закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, а также обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями в целях оказания поддержки субъектам МСП.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 1169 «О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга» (далее – постановление № 1169, оценка соответствия, мониторинг соответствия) в автономном округе Депгосзаказа Югры в соответствии с Постановлением Правительства автономного округа от 15 января 2016 года № 3-п определен уполномоченным органом на организацию и осуществление оценки соответствия и мониторинга соответствия.
В соответствии с пунктом 2.5 Соглашения о взаимодействии между Правительством автономного округа и Корпорацией от 30 июня 2016 года № С-202 Депгосзаказа Югры с 1 мая 2016 года проводит оценку соответствия в отношении семи конкретных заказчиков автономного округа, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 года № 717-р:
 АО «Государственная страховая компания «Югория»;
 АО «Нижневартовскавиа»;
 АО «Югорская региональная электросетевая компания»;
 АО «Югорский лесопромышленный холдинг»;
 АО «Государственная компания «Северавтодор»;
 Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Городские тепловые сети»;
 Муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска «Теплоснабжение».
За период с мая по сентябрь 2016 года уполномоченным органом выдано:
8 уведомлений о несоответствии проекта плана закупки товаров, работ, услуг, проекта плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекта изменений, вносимых в такой план, требованиям об участии субъектов МСП в закупке;
118 заключений о соответствии проекта плана закупки товаров, работ, услуг, проекта плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекта изменений, вносимых в такой план, требованиям об участии субъектов МСП в закупке.
В соответствии с постановлением № 1169 конкретными заказчиками соблюдены:
годовой планируемый объем закупок у субъектов МСП в размере не менее 10% от общего объема закупок. В соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1352 установлена доля закупок у субъектов МСП в размере 18%, в том числе 10% по результатам закупок, осуществляемых только среди субъектов МСП;
годовой объем закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 8.2 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ;
соответствие раздела плана закупки или проекта плана закупки о закупках у субъектов МСП утвержденному заказчиком перечню товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов МСП.
Планируемый общий объем прямых закупок у субъектов МСП на 1 июля составляет 20932,633 млрд. руб. На диаграмме 3 представлены объемы закупок у субъектов МСП конкретных заказчиков регионального уровня.

Диаграмма 3. Годовой планируемый объем закупок у субъектов МСП
на 1 октября 2016 года


Вся информация о закупочной деятельности вышеперечисленных заказчиков в рамках Федерального закона № 223-ФЗ размещена в Единой информационной системе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года № 908 «Об утверждении положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке».
При этом номенклатура товаров, работ, услуг, закупка которых планируется у субъектов МСП заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации, а также сроки такой закупки отражены в отдельных разделах планов закупок таких заказчиков, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что позволяет обеспечить своевременное информирование субъектов МСП о возможности участия в указанных закупках и является средством поддержки МСП.




Уровень конкуренции при осуществлении закупок

В рамках сформированного плана закупок автономного округа за 9 месяцев 2016 года было размещено 16 686 извещений об осуществлении закупок на сумму 25,617 млрд. рублей, в том числе самостоятельное осуществление закупок государственными заказчиками в соответствии с полномочиями составило 11 431 процедуры на сумму 6,395 млрд. рублей. В сравнении с аналогичным периодом 2015 года количество извещений об осуществлении закупок увеличилось на 25,5%., общий объем извещений – на 18,7%. Сведения о количественном и общем объеме извещений в разбивке по процедурам определения поставщика представлены в таблице 1.

Таблица 1
Сведения о размещенных за 9 месяцев 2015-2016 гг. извещениях в разбивке по процедурам определения поставщика
№№п/п Способ закупки 9 месяцев 2015 года 9 месяцев 2016 года
Количество Млрд. руб. Количество Млрд. руб.
11 открытый конкурс 124 0,53 160 2,231
22 конкурс с ограниченным участием 5 0,02 3 0,028
33 аукцион в электронной форме 9367 18,93 11370 21,651
44 запрос предложений 30 0,75 10 0,571
55 запрос котировок 2901 0,61 5143 1,136
Итого 12427 20,84 16686 25,617

Из анализа представленных в таблице данных следует, что наиболее востребованным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) за 9 месяцев 2016 года остается аукцион в электронной форме, доля которого составила 66,14% от общего объема осуществленных закупок. Такой показатель характеризует высокий уровень прозрачности и доступности осуществления закупок в автономном округе. Удобство закупок в электронной форме делает их наиболее привлекательными для заказчиков, которые в ряде случаев пользуются правом проведения электронных аукционов при закупке товаров, работ, услуг, не включенных в аукционный перечень.
Востребованность процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме обусловлена удобством проведения таких процедур для заказчиков, а также минимизацией временных и материальных затрат в сравнении с процедурами, проводимыми в бумажном виде. При этом надо отметить рост количества проведенных закупок в форме открытого конкурса, что позволяет заказчикам заключать государственные контракты, исходя из квалификации, наличия опыта поставки аналогичных товаров, выполнения работ, оказания услуг, деловой репутации участника закупки и других критериев в соответствии с конкурсной документацией.
Экономия бюджетных средств, при осуществлении закупок за 9 месяцев 2016 года, составила 2,492 млрд. руб. или 9,7% от начальной (максимальной) цены размещенных контрактов.
По результатам проведенной экономической оценки эффективности наибольшее снижение начальной максимальной цены контракта выявлено у семи ГРБС, данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Экономическая оценка эффективности в разрезе ГРБС за 9 месяцев 2016 года

ГРБС Сумма по НМЦК, рублей Сумма по контрактам, рублей Значение показателя эффективности, % Место в рейтинге
1 2 3 4 6
Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 107871383,27 62401688,66 42,15 1
Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 15392705,03 10445853,31 32,14 2
Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 17413909,67 11823008,92 32,11 3
Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 112957909,54 80612472,79 28,63 4
Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-мансийского автономного округа – Югры 835810,84 596630,79 28,62 5
Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 36545766,40 27824060,99 23,87 6
Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 977882492,85 776648834,67 20,58 7


Закупки у единственного поставщика
Одной из задач контрактной системы является увеличение конкуренции и сокращение случаев закупок у единственного поставщика. В отчетном периоде совокупный объем закупок у единственного поставщика в автономном округе составил 15,44% от общего объема осуществленных закупок (30,295 млрд. руб.):
 закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – 4 222 контрактов на сумму 3,064 млрд. руб.;
 договоры, заключенные в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона – 35 746 договоров на сумму 1,614 млрд. руб.

Централизация закупок в рамках контрактной системы
В настоящее время, во исполнение плана мероприятий по реализации Концепции перехода к контрактной системе, в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 6 декабря 2013 года № 530-п «Об уполномоченном органе, уполномоченном учреждении на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в автономном округе построена модель закупочного процесса, совмещающая централизованные закупки через уполномоченный орган (Депгосзаказа Югры) и уполномоченное учреждение (казенное учреждение автономного округа «Центр лекарственного мониторинга»), а также самостоятельные закупки, проводимые заказчиками.
Факторами, свидетельствующими о целесообразности внедрения большей степени централизации закупок в автономном округе, является установление в Законе о контрактной системе ограничений на применение упрощенных способов закупок (запрос котировок, запрос предложений, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); изменение (усложнение) правил проведения конкурентных способов закупок, а также появление новых способов (запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс); закрепление в Законе требований об осуществлении закупок на профессиональной основе.
В условиях централизованных закупок за 9 месяцев 2016 года проведено 5255 конкурентных закупок на сумму 19,22 млрд. рублей (или 75,1% объема проведенных конкурентных закупок). Сведения о проведенных централизованных закупок в разбивке по процедурам определения поставщика представлены в таблице 3.
Таблица 3
Количество и общий объем централизованных закупок в разбивке по процедурам определения поставщика

№ Способ определения поставщика Количество Сумма, млрд. руб.
11 Открытый конкурс 157 1,012
12 Аукцион в электронной форме 5018 17,61
33 Запрос котировок 73 0,033
34 Запрос предложений 7 0,566
ИТОГО 5255 19,22
Преобладающим способом определения поставщика по прежнему остается электронный аукцион, доля которого составляет 95,5% от общего количества централизованных закупок.
По всем видам закупок для обеспечения государственных нужд автономного округа за 9 месяцев 2016 года, доля состоявшихся конкурентных процедур, от общего количества централизованных закупок, составила 89% (диаграмма 4).

Диаграмма 4. Доля состоявшихся закупок от общего объема проведенных централизованных в разбивке по процедурам определения поставщика за 9 месяцев 2016 года



Из данных диаграммы видно, что самая высокая доля состоявшихся процедур аукциона в электронной форме 89,98%. Такой высокий показатель состоявшихся процедур свидетельствует об эффективности региональной системы централизованных закупок.
Общий объем сэкономленных бюджетных средств за 9 месяцев 2016 года составил 1,460 млрд. руб. или 7,6% от общего объема проведенных централизованных закупок, что свидетельствует об эффективности функционирования института централизации в автономном округе.
Объем закупок, проведенных уполномоченным органом и уполномоченным учреждением представлен в таблице 4.

Таблица 4
Объем закупок, проведенных уполномоченным органом и уполномоченным учреждением
№ Способ определения поставщика Депгосзаказа Югры Центр лекарственного мониторинга
Сумма (тыс. руб) Сумма (тыс. руб)
11 Открытый конкурс 1 012 414,94 0
12 Аукцион в электронной форме 8 341 590,15 9 268 708,31
33 Запрос предложений 565 950,52 272,60
34 Запрос котировок ,00 32 722,43
ИТОГО 9 919 955,61 9 301 703,33

На участие в аукционах, проводимых уполномоченным органом, было подано всего 3056 заявок. Уровень конкуренции при осуществлении закупок за 9 месяцев 2016 уполномоченным органом увеличился до 4. Нужно отметить, что доля аукционов, при подаче от 2 до 5 заявок составила 49,9% от общего количества заявок, а доля аукционов с низким уровнем конкуренции (от 0 до 1 заявки) составила 31,6%.
Достигнутая за счет роста конкуренции экономия бюджетных средств по итогам проведенных закупок за отчетный период уполномоченным органом составила 0,594 млрд. рублей, что составляет 7,17% от общего объема завершенных закупок.
Среднее количество заявок на одну закупку, проведенных уполномоченным учреждением составило 3 единицы, при этом доля аукционов со средним уровнем конкуренции при подаче от 2 до 5 заявок, является самой высокой и составляет 54,9%, доля аукционов с высоким уровнем конкуренции (от 6 и более заявок) составила в отчетном периоде 35,66%, а доля аукционов с низким уровнем конкуренции (от 0 до 1 заявки) всего составила 9,44%.
При этом экономия бюджетных средств по итогам проведенных закупок уполномоченным учреждением составила 0,866 млрд. рублей, что составляет 9,68% от общего объема завершенных закупок;
Основной объем закупок проведенных закупок уполномоченным органом 3,96 млрд. рублей или 39,9% приходится на строительство и строительные услуги. Структура проведенных закупок в разрезе товарных групп представлена на диаграмме 5.

Диаграмма 5. Структура проведенных закупок уполномоченным органом за 9 месяцев 2016 года в разрезе товарных групп


Более 60% общего объема проведенных закупок уполномоченным органом приходится на 4 ГРБС:
- Депдорхоз и транспорта Югры – 3,44 млрд. рублей (или 34,7%);
- Депстрой Югры – 1,51 млрд. рублей (или 15,2%);
- Депздрав Югры – 1,02 млрд. рублей (или 10,3%);
- Аппарат Губернатора – 1,03 млрд. рублей (или 10,3%);
Структура проведенных закупок уполномоченным учреждением в разрезе товарных групп представлена в таблице 5.
Таблица 5

№ п/п Товарная группа Сумма НМЦК закупок, руб % от общей доли закупок
1 Поставка лекарственных препаратов 4,728 50,68
2 Поставка расходных медицинских материалов; поставка расходных материалов для медицинского оборудования; поставка медицинского инструментария; поставка шовного материала; поставка изделий медицинского назначения одноразового применения; поставка специализированного питания; поставка дезинфицирующих средств; поставка медицинских газов; поставка средств для наркоза; техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования 3,889 41,68
3 Услуги по приему, подтверждению качества, хранению, комплектации, отпуск по рецептам врачей, уничтожению, лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, специализированного питания для отдельных категорий граждан 0,302 3,24
4 Услуги по закупке, по приему, подтверждению качества, хранению, комплектации, отпуск по рецептам врачей, уничтожению, лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, специализированного питания для отдельных категорий граждан 0,384 4,11
5 Услуги по приемке, подтверждению качества, комплектации, хранению, ведению учета, отпуску, доставке, уничтожению, закладке, лекарственных препаратов для ГО и ЧС 0,001 0,01
6 Услуги по приемке, подтверждению качества, комплектации, хранению, ведение учета, отпуску, доставке, уничтожению, иммунобиологических препаратов, вакцин 0,008 0,09
7 Прочие закупки (транспортные услуги, аренда, канцелярия и т.п.) 0,018 0,19
ВСЕГО: 9,330 100,00


По данным таблицы 5 видно, что основной объем закупок 4,728 млрд. рублей или 50,68% приходится на поставку лекарственных препаратов.
В рамках проводимой политики импортозамещения с применением предусмотренных контрактной системой мер поддержки отечественных производителей, с целью развития национальной экономики, создания благоприятных условий отечественным товаропроизводителям, независимости от продукции иностранных производств, уполномоченным учреждением в 2976 закупках на сумму 5,033 млрд. рублей установлено преимущество товарам российского происхождения.

Приложение 1.1

Перечень нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принятых в 1 полугодии 2016 года

1. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.01.2016 № 3-п «Об организации оценки соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы, мониторинга соответствия таких планов, изменений, внесенных в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке»;
2. Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.01.2016 № 9 «О внесении изменения в приложение 1 к постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 июня 2010 года № 114 «О Департаменте государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»»;
3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.01.2016 № 12-п «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
4. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.02.2016 № 17-п «О региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;
5. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.06.2016 № 192-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 декабря 2013 года № 530-п «Об уполномоченном органе, уполномоченном учреждении на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»»;
6. Приказ Депгосзаказа Югры от 05.02.2016 № 6 «О внесении изменений в приказ от 03.04.2015 № 38 «Об утверждении методики по установлению критериев оценки и применения порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе»;
7. Приказ Депгосзаказа Югры от 11.02.2016 № 9 «О внесении изменений в приложения к приказу Депгосзаказа Югры от 26 августа 2010 года № 21 «Об утверждении Положений о структурных подразделениях Департамента государственного заказа»»;
8. Приказ Депгосзаказа Югры от 02.03.2016 № 16 «О внесении изменений в приказ Депгосзаказа Югры от 30.03.2015 № 35 «Об утверждении порядка подготовки и оформления документов для проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уполномоченным органом автономного округа»»;
9. Приказ Депгосзаказа Югры от 14.03.2016 № 18 «О внесении изменений в приказ от 12.11.2015 № 98 «Об утверждении методики оформления расчета начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)»»;
10. Приказ Депгосзаказа Югры от 01.04.2016 № 27 «О внесении изменений в приказ Депгосзаказа Югры от 15 августа 2013 года № 44 «Об утверждении типового положения о единой комиссии по осуществлению закупок и типовых форм документов по размещению заказов для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
11. Приказ Депгосзаказа Югры от 31.05.2016 № 40 «Об осуществлении полномочий заказчика»;
12. Приказ Депгосзаказа Югры от 16.06.2016 № 45 «О внесении изменений в приказы от 12.11.2015 № 98 «Об утверждении методики оформления расчета начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)», от 27.03.2015 № 36 «Об утверждении инструкции по формированию и исполнению плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, об осуществлении закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций»;
13. Приказ Депгосзаказа Югры от 07.07.2016 №49 «О внесении изменений в приказ от 17.10.2011 №79 «Об утверждении Порядка согласования проектов конкурсной документации, документации об аукционе, протоколов проведения процедур торгов»;
14. Приказ Депгосзаказа Югры от 20.07.2016 №51 «О внесении изменений в Приказ от 27.03.2015 №35 «Об утверждении порядка подготовки и оформления документов для проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уполномоченным органом автономного округа»;
15. Приказ Депгосзаказа Югры от 27.07.2016 №57 «О внесении изменений в приказ №2 от 14 января 2013 года «Об Общественном совете при Депгосзаказа Югры»;
16. Приказ Депгосзаказа Югры от 04.08.2016 №53 «О внесении изменений в приложение к Приказу Депгосзаказа Югры от 30.10.2015 года №94 «Об утверждении типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд автономного округа»;
17. Приказ Депгосзаказа Югры от 10.08.2016 №55 «О внесении изменений в приложение к Приказу Депгосзаказа Югры от 30.10.2015 года №94 «Об утверждении типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд автономного округа»;
18. Приказ Депгосзаказа Югры от 15.08.2016 №59 «Об утверждении методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа»;
19. Приказ Депгосзаказа Югры от 12.09.2016 №61 «Об Общественном совете при Департаменте государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа Югры»;
20. Приказ Депгосзаказа Югры от 21.09.2016 №63 «Об утверждении Ведомственного плана по реализации мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
21. Приказ Депгосзаказа Югры от 03.10.2016 №65 «О внесении изменений в Приказ от 27.03.2015 №35 «Об утверждении порядка подготовки и оформления документов для проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уполномоченным органом автономного округа».
Опубликовано: 11.11.2016 14:39        Обновлено: 19.12.2016 17:26