Размер:
Цвет:

Итоги деятельности Депгосзаказа Югры за 2015 год

Об итогах деятельности Депгосзаказа Югры за 2015 год

В рамках осуществления функций по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – автономного округа) и в продолжение начатой работы по формированию региональной системы закупок, а также во исполнение поручений Губернатора автономного округа, в соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон) постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2015 года № 490-п «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 июля 2013 года № 244-п «О Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Концепция) в Концепцию включены мероприятия, направленные на комплексную автоматизацию процессов планирования, обоснования, санкционирования расходов средств бюджета, в том числе обеспечение синхронизации бюджетного процесса и закупочных процедур с местными информационными базами муниципальных образований в единую комплексную систему управления общественными финансами. Итоговым результатом реализации мероприятий станет увеличение доли муниципальных образований автономного округа, которым будет обеспечен доступ к региональному сегменту государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» до 100% к окончанию 2019 года.

С 2016 года в целях развития системы общественного контроля в автономном округе запланировано снижение порога начальной (максимальной) цены контракта, либо цены контракта, заключаемого для обеспечения нужд автономного округа с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с 1 млрд. рублей до 500 млн. рублей, с которого будет проводиться обязательное общественное обсуждение закупок, за исключением закупок, сведения о которых составляют государственную тайну. Постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2015 года № 489-п «О порядке обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» определен порядок обязательного общественного обсуждения, которым регламентирована процедура такого обсуждения закупок в случае, если начальная цена контракта составляет пятьсот миллионов рублей или более. Порядок разработан для введения механизмов открытости, гласности и прозрачности общественного обсуждения закупок. Обязательное общественное обсуждение закупок будет осуществляться на форуме в автоматизированной информационной системе «Государственный заказ».

В 2015 году в автономном округе завершена работа по созданию института нормирования и планирования закупок, приняты все необходимые нормативные правовые акты автономного округа в сфере нормирования закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, регламентирующих правила определения нормативных затрат и сами нормативные затраты на обеспечение нужд органов исполнительной власти автономного округа. В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 24 июля 2015 года № 233-п «О требованиях к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» органами исполнительной государственной власти автономного округа и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями утверждены нормативные затраты на обеспечение их функций, во всех муниципальных образованиях автономного округа приняты правовые акты, определяющие правила нормирования.

Постановлением Правительства автономного округа от 18 декабря 2015 года № 463-п «О Правилах определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельным ценам товаров, работ, услуг), закупаемых органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» утверждены правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения нужд автономного округа. С 1 января 2016 года все закупки будут осуществляться в соответствии с установленными нормативами количества, качества и стоимости закупаемых товаров, работ и услуг, в том числе для содержания административного аппарата, чтобы оградить бюджет от необоснованных трат и исключить закупки, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются «предметами роскоши».

Реализованы также такие элементы контрактной системы, как:

порядок формирования и исполнения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд автономного округа;

в целях унификации документов, необходимых для осуществления закупок, уполномоченным органом доработаны и утверждены изменения в типовые формы контрактов, типовые условия контрактов, порядок предоставления и оформления документов для проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), методика по установлению критериев оценки и применения порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, методика по разработке технических заданий, определен порядок расчета начальной цены контракта (приложение 1.1);

модернизированы сервисы учета сведений о закупках и заключенных контрактах в региональной информационной системе в сфере закупок (автоматизированной информационной системе «Государственный заказ»).

Результаты работы, проводимой в автономном округе по исполнению Закона о контрактной системе по обеспечению прозрачности, гласности и эффективности системы закупок, оценены в ходе проведения Национального рейтинга прозрачности закупок в 2015 году. Автономный округ удостоился наивысшей награды – в номинации «Государственные заказчики регионального уровня» автономному округу присвоен статус «Гарантированная прозрачность». Среди субъектов Уральского федерального округа автономный округ стал единственным субъектом, который был удостоен такой высокой оценки.

В 2015 году с целью повышения уровня профессиональной подготовки специалистов в сфере размещения государственного и муниципального заказов проведены мероприятия:

- семинар по теме: «Актуальные вопросы внедрения и функционирования контрактной системы в сфере закупок. Последние изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и перспективы его развития», количество участников составило около 300 человек (февраль, Ханты-Мансийск);

- региональный семинар совместно с Институтом госзакупок (Москва) по теме: «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг. Применение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ», количество участников составило более 500 человек (май, Ханты-Мансийск);

- семинары по работе с АИС «Государственный заказ», которые прошли в Ханты-Мансийске и Сургуте с участием представителей разработчика информационной системы, количество заказчиков, прошедших обучение, составило 289 человек (сентябрь, Ханты-Мансийск, Сургут);

- региональный семинар совместно с Институтом госзакупок (Москва) по теме: «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг. Применение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ», количество участников составило более 500 человек (ноябрь, Ханты-Мансийск).

Кроме того, в автономном округе проводятся мероприятия по повышению уровня знаний среди поставщиков путем проведения бесплатных обучающих семинаров, в 2015 году было проведено два таких семинара. Такие семинары организованы в феврале и октябре совместно с торговой площадкой ЕЭТП и Торгово-промышленной палатой автономного округа, участие в которых приняли более 700 представителей участников закупок.

Во исполнение пункта 27 плана мероприятий Концепции для государственных и муниципальных гражданских служащих проведены курсы повышения квалификации в сфере закупок:

- «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг: правовое регулирование» (количество часов – 120), ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Обучение прошли 99 человек;

- «Управление государственными и муниципальными закупками для руководителей – председателей комиссий» (количество часов – 144), ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Обучение прошел 1 человек;

- «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» (количество часов – 108), НОУ ДПО «Институт государственных и коммерческих закупок». Обучение прошли 37 человек.

Процесс планирования и нормирования закупок

Одним из основных инструментов повышения эффективности использования бюджетных средств является планирование закупок.

Планирование закупок в соответствии со статьей 18 Закона о контрактной системе должно сопровождаться их обоснованием, которое заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупки, определенным с учетом положений статьи 13 Закона.

План закупок автономного округа на 2015 год с учетом корректировки составил 44,21 млрд. руб., в том числе лимит финансирования контрактов на текущий финансовый год, составил 37,10 млрд. руб., лимит переходящего финансирования многолетних контрактов составил 7,11 млрд. руб. (2015 - 2017 гг.).

В 2015 году план закупок автономного округа увеличился на 7,8% по сравнению с 2014 годом (41,03 млрд. руб. по итогам 2014 года). Основными причинами увеличения объема плана закупок являются увеличение финансирования программных мероприятий по развитию транспортной системы автономного округа на 2014 - 2020 годы, корректировка плана закупок на очередной финансовый год по причине не заключения контрактов вследствие несостоявшихся закупок.

Информация о распределении плана закупок между главными распорядителями бюджетных средств (далее – ГРБС) представлена на диаграмме 1, при этом основная сумма плана закупок 39,74 млрд. руб. (89,8%) приходится на 6 ГРБС:

              Депздрав Югры – 22,38 млрд. руб. (50,6% от общей суммы плана). Доминирующими закупками являются поставка медикаментов, расходных медицинских материалов, медицинской аппаратуры, услуги в области здравоохранения;

              Депдорхоз и транспорта Югры – 10,31 млрд. руб. (23,3%). Доминирующими закупками являются строительные работы, услуги по обеспечению функционирования дорожного хозяйства;

              Депстрой Югры – 2,15 млрд. руб. (4,9%).

Доминирующими закупками являются строительные работы и услуги строительства;

              Депобразования и молодежи Югры – 2,17 млрд. руб. (4,9%). Доминирующими закупками являются услуги в области образования, комплексные коммунальные услуги, поставка пищевых продуктов и напитков;

              Департамент управделами Губернатора – 1,43 млрд. руб. (3,2%). Доминирующими закупками являются выполнение проектных работ, работ по техническому обслуживанию оборудования, текущему ремонту объектов;

Депсоцразвития Югры – 1,3 млрд. руб. (2,9%). Доминирующими закупками являются комплексные коммунальные услуги и поставка продуктов питания.

Диаграмма 1. Структура плана закупок автономного округа

в разрезе ГРБС

bcpfbmwm7539269974916443805.gif

Сформированные (откорректированные) ведомственные планы закупок ежеквартально размещаются на сайте автономного округа для ввода информации о размещении заказовhttp://ozhmao.ru.

План закупок автономного округа по итогам 2015 года исполнен на 42,68 млрд. руб., в том числе лимит финансирования контрактов, запланированных к размещению в 2015 году, составил 39,33 млрд. руб., лимит переходящего финансирования многолетних контрактов составил 3,35 млрд. руб. (2015 - 2017 гг.).

Процент исполнения плана закупок в 2015 году в целом по округу составил 97,0%, в том числе процент исполнения плана закупок в разрезе ГРБС (диаграмма 2):

-Депздрав Югры –21,7 млрд. руб. (97%);

-Депдорхоз и транспорта Югры 9,85 млрд. руб. (95,5 %);

-Депстрой Югры – 2,09 млрд. руб. (97,0%);

-Департамент управделами Югры – 1,43 млрд. руб. (96,7%);

-Депобразования и молодежи Югры – 2,1 млрд. руб. (96,7%);

-Депсоцразвития Югры – 1,25 млрд. руб. (96,4%).

Диаграмма 2. Исполнение плана закупок ГРБС

за 2015 год

oiwwhncc8969793438937915535.gif

Высокий процент исполнения плана закупок достигнут в результате осуществления «опережающих» закупок (договоры, контракты, заключенные за счет средств бюджета текущего финансового года), а также заключения долгосрочных государственных контрактов, длительность производственного цикла выполнения которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на выполнение строительно-монтажных, проектно-изыскательских работ на объектах автономного округа в рамках выполнения государственных программ «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2020 гг.», «Управление государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2014-2020 годы».

В пределах своих полномочий в части мониторинга за исполнением плана закупок автономного округа уполномоченный орган в сфере размещения государственного заказа автономного округа осуществляет согласование плана закупок в автоматизированной системе «Государственный заказ».

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

В целях расширения доступа субъектов малого предпринимательства (далее – СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО) к государственным и муниципальным заказам Законом о контрактной системе данной категории предоставлены преференции при участии в осуществлении закупок, а также установлена для заказчиков норма закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее, чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Распоряжением Правительства автономного округа от 12 декабря 2014 года № 671-рп утверждена дорожная карта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в автономном округе, в которой закреплена обязанность заказчиков автономного округа увеличить долю заключенных контрактов у СМП, СОНКО, к завершению 2018 года, до 25% от совокупного годового объема закупок.

Во исполнение данного распоряжения приказом Депгосзаказа Югры от 27 марта 2015 года № 36 утверждена инструкция по формированию и исполнению плана закупок для обеспечения государственных, муниципальных нужд автономного округа об осуществлении закупок товаров, работ, услуг у СМП, СОНКО, в которой заказчикам предложено предусматривать  не только проведение закупок у СМП, СОНКО, но и устанавливать требования о привлечении данных субъектов в качестве субподрядчиков по государственным (муниципальным) контрактам.

В 2015 году государственными и муниципальными заказчиками планировалось разместить у СМП, СОНКО закупок на сумму 14,16 млрд. руб. или 35,4% от совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона, в том числе:

- государственными заказчиками – 8,71 млрд. руб. или 30,5%;

- муниципальными заказчиками – 5,45 млрд. руб. или 47,4%.

По итогам за 2015 год государственными и муниципальными заказчиками заключено контрактов у СМП, СОНКО на сумму 9,31 млрд. руб. или 23,3%, в том числе:

- государственными заказчиками – 5,86 млрд. руб. или 20,6%;

- муниципальными заказчиками – 3,45 млрд. руб. или 30%.

Уровень конкуренции при осуществлении закупок

В рамках сформированного плана закупок автономного округа в 2015 году проведено 22461 конкурентных закупок на сумму 43,7 млрд. рублей, в том числе самостоятельное осуществление закупок государственными заказчиками путем проведения конкурентных процедур в соответствии с полномочиями, составило 17715 процедуры на сумму 12,04 млрд. рублей (таблица 1, диаграмма 3).

Таблица 1

Закупки, проведенные в автономном округе в 2015 году по способам определения поставщика

№№п/п

Способ закупки

2014 год

2015 год

Количество

Млрд. руб.

Количество

Млрд. руб.

11

открытый конкурс

206

1,93

183

1,08

22

конкурс с ограниченным участием

49

0,11

11

0,0002

33

аукцион в электронной форме

12346

31,72

15803

39,0

44

запрос предложений

131

1,34

45

2,18

55

запрос котировок

6316

1,29

6419

1,44

Итого

19048

36,39

22461

43,7


Диаграмма 3. Объем закупок в разрезе самостоятельно

осуществленных закупок заказчиками автономного округа и закупок,

проведенных в условиях централизации

onnzrqmm8601791031124267222.gif

В 2015 году наблюдается рост количества и объема закупок, проведенных способом аукциона в электронной форме (диаграмма 4). Преобладающим способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в 2015 году стал аукцион в электронной форме, на долю которого пришлось 89,2% от общего объема осуществленных закупок конкурентными способами.

Данный факт отражает востребованность процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме, обусловленную минимизацией временных и материальных затрат заказчиков в сравнении с процедурами, проводимыми в бумажном виде, а также свидетельствует о высоком уровне прозрачности и доступности осуществления закупок в автономном округе.

Диаграмма 4. Количество и объем закупок, проведенных способом аукциона в электронной форме

qxdgqsvv7698702819701055194.gif   oipieuln6064880220516822425.gif

Экономия бюджетных средств при осуществлении закупок за 2015 год составила 2,6 млрд. руб. или 7,2% от начальной (максимальной) цены размещенных контрактов.

По результатам проведенной экономической оценки эффективности наибольшее снижение начальной максимальной цены контракта выявлена у четырех ГРБС.

ГРБС

Сумма по НМЦК, млн. рублей

Сумма по контрактам, млн. рублей

Значение показателя эффективности, %

Место в рейтинге

Депгосслужбы Югры

22,22

15,68

29,4

1

Депстроительства Югры

316,67

229,79

27,4

2

Депполитики Югры

6,16

4,64

24,6

3

Здравнадзор Югры

0,49

0,38

23,4

4


Закупки у единственного поставщика

Одной из задач контрактной системы является увеличение конкуренции и сокращение случаев закупок у единственного поставщика. В 2015 году совокупный объем закупок у единственного поставщика в автономном округе составил 10,6% от общего объема осуществленных закупок (48,87 млрд. руб.):

  • закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)[1] – 4911 контрактов на сумму 3,58 млрд. руб.;
  • договоры, заключенные в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1  статьи 93 Закона – 29435 договоров на сумму 1,59 млрд. руб.

Централизация закупок в рамках контрактной системы

Еще одним основным мероприятием по повышению эффективности закупок является централизация закупок для исполнительных органов государственной власти автономного округа, которая обеспечивает передачу несвойственных профильным государственным органам закупочных функций и ведомственная централизация закупок в социально значимых сферах.

На сегодняшний день во исполнение плана мероприятий по реализации Концепции, в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 6 декабря 2013 года № 530-п «Об уполномоченном органе, уполномоченном учреждении на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в автономном округе построена модель закупочного процесса, совмещающая централизованные закупки через уполномоченный орган (Депгосзаказа Югры) и уполномоченное учреждение (казенное учреждение автономного округа «Центр лекарственного мониторинга»), а также самостоятельные закупки, проводимые заказчиками.

С 1 апреля 2015 года функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Департамента здравоохранения автономного округа, казенных и бюджетных учреждений, подведомственных Депздраву Югры, в условиях централизованных закупок, возложены на уполномоченное учреждение – казенное учреждение автономного округа «Центр лекарственного мониторинга»:

в отношении казенных учреждений автономного округа, подведомственных Депздраву Югры, относятся функции по планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключению контрактов, их исполнению, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты;

в отношении бюджетных учреждений автономного округа, подведомственных Депздраву Югры, относятся функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при закупке отдельных видов товаров, работ, услуг.

Факторами, свидетельствующими о целесообразности внедрения большей степени централизации закупок в автономном округе, является установление в Законе о контрактной системе ограничений на применение упрощенных способов закупок (запрос котировок, запрос предложений, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); изменение (усложнение) правил проведения конкурентных способов закупок, а также появление новых способов (запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс); закрепление в Законе требований об осуществлении закупок на профессиональной основе.

В условиях централизованных закупок в 2015 году проведено 4746 конкурентных закупок на общую сумму 31,97 млрд. рублей (или 73,2% объема конкурентных закупок).

Количество проведенных закупок уполномоченным органом за 2015 год сократилось на 20,5% по сравнению с 2014 годом (2730 закупки) и составило 2172 закупки на сумму 24,17 млрд. руб. в связи с тем, что закупки на поставку расходных материалов и медикаментов, а также на поставку медикаментов, продуктов питания для обеспечения льготных категорий граждан и оказание услуг логистики по их доставке переданы уполномоченному учреждению. Количество проведенных закупок уполномоченным органом по способу определения поставщика представлено в таблице 2.

Таблица 2

Закупки, проведенные уполномоченным органом

Способ определения поставщика

Количество

Сумма, млрд. руб.

1

Открытый конкурс

123

1,08

2

Аукцион в электронной форме

2018

20,91

3

Запрос предложений

31

2,18

Итого

2172

24,17

Основной объем закупок 20,82 млрд. руб. или 86,1% от проведенных закупок уполномоченным органом приходится на 5 ГРБС (диаграмма 6):

  • Депздрав Югры – 9,14 млрд. рублей;
  • Депдорхоз и транспорта Югры – 8,8 млрд. рублей;
  • Департамент управделами Югры – 1,22 млрд. рублей;
  • Депзащиты населения Югры – 0,84 млрд. рублей;
  • Депэкономики Югры – 0,82 млрд. рублей;
  • Прочие – 3,35 млрд. рублей.

Диаграмма 6. Структура проведенных закупок уполномоченным органом за 2015 год в разрезе ГРБС

fglkwbgn4091659814352768603.gif

Из всего объема закупок, проведенных уполномоченным органом в отчетном периоде, состоялись 46,7% (таблица 3).

Таблица 3

Количество состоявшихся закупок, проведенных уполномоченным органом в сравнении с 2014 годом

Способ определения поставщика

2014 год

2015 год

Количество закупок, ед.

В том числе:

Количество закупок, ед.

В том числе:

Количество состоявшихся закупок, ед.

Состоявшихся закупок, %

Количество состоявшихся закупок, ед.

Состоявшихся закупок, %

Открытый конкурс

145

93

64,1

123

67

54,5

Аукцион в электронной форме

2561

1477

57,7

2018

933

46,2

Запрос предложений

24

5

20,8

31

14

45,2

Итого

2730

1575

57,7

2172

1014

46,7

Мониторинг закупок, проведенный уполномоченным органом, показал, что приоритетным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является электронный аукцион, на его долю пришлось 92,9% от общего числа закупок, проведенных конкурентными способами. При этом доля состоявшихся аукционов снизилась на 11% по сравнению с 2014 годом и составила 46,7%, что обусловлено, в первую очередь, происходящими отрицательными явлениями в экономике:

  • труднопредсказуемое изменение уровня цен;
  • введенные экономические санкции, ограничения на импорт отдельных групп товаров из-за рубежа;
  • рост процентной ставки по банковским кредитам внутри страны;
  • рост стоимости банковских гарантий, которые предоставляются в целях обеспечения заявок и исполнения контрактов.

Со стороны заказчиков причинами низкой конкуренции при проведении торгов могут быть:

  • завышенный уровень требований заказчика к участникам закупок или закупаемым товарам (работам, услугам);
  • излишнее укрупнение размещаемого заказа, повлекшее за собой сокращение количества потенциальных участников размещения заказа;
  • отсутствующий или низкий уровень конкуренции на рынке закупаемых товаров (работ, услуг).

Всего в аукционах, проведенных уполномоченным органом, приняли участие 5459 участников закупок. В 2015 году среднее число участников конкурентных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок для государственных нужд составило 3 участника.

Нужно отметить, что доля аукционов с высоким уровнем конкуренции (от 6 и более заявок) осталась на прежнем уровне и составила 11,4%, доля аукционов со средним уровнем конкуренции (от 2 до 5 заявок) снизилась на 16,1%, а доля аукционов с низким уровнем конкуренции (от 0 до 1 заявки) увеличилась на 14,7%.

Анализ проведенных закупок уполномоченным органом в разрезе товарных групп свидетельствует о том, что приоритетными направлениями государственной политики являются строительство, медицина, услуги, связанные с недвижимым имуществом, обеспечение топливными ресурсами и нефтепродуктами отдаленные населенные пункты автономного округа и др. (диаграмма 7).

Диаграмма 7. Структура проведенных закупок уполномоченным органом в разрезе товарных групп

lkiyeted6623649127447634360.gif

Уполномоченным учреждением в 2015 году проведено 2919 закупок на сумму 7,9 млрд. рублей в условиях централизованных закупок, в том числе:

Способ определения поставщика

Количество

Сумма, млрд. руб.

2

Аукцион в электронной форме

2574

7,8

Запрос котировок

131

0,049

Закупки у единственного поставщика[2]

214

0,047

Итого

2919

7,9

Основным способом проведения закупок стал аукцион в электронной форме (98,7% от общего объема закупок уполномоченным учреждением), при проведении аукционов в электронной форме наблюдается средний уровень конкуренции (в среднем 2-3 заявки на один аукцион). При этом доля состоявшихся аукционов составила 69,2%.

Экономия бюджетных средств по итогам проведенных закупок уполномоченным учреждением составила 48,1%, что свидетельствует о переоценке поставщиками (исполнителями, подрядчиками) своих возможностей по надлежащему исполнению контрактов за цены, по которым они заключены, либо об установлении заказчиком завышенных начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов).

В рамках проводимой политики импортозамещения с применением предусмотренных контрактной системой мер поддержки отечественных производителей, с целью развития национальной экономики, создания благоприятных условий отечественным товаропроизводителям, независимости от продукции иностранных производств в 2300 закупках на сумму 3,05 млрд. рублей установлен приоритет российским товарам в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска и товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд». По итогам проведенных торгов было заключено 759 контрактов с поставщиками товаров российского происхождения на сумму 3,04 млрд. рублей.

Мониторинг исполнения государственных контрактов

В ходе осуществления закупок в соответствии с Законом о контрактной системе в 2015 году заключено 25458 контрактов на общую сумму 29,3 млрд. рублей (таблица 4, диаграмма 8).

Таблица 4

Информация об объеме и количестве заключенных контрактов в 2015 году

№ п/п

Способ размещения заказа

кол-во заключенных контрактов

сумма заключенных контрактов

шт.

% от общего числа контрактов

млрд. руб.

% от общей суммы заключенных контрактов

1

2

3

4

5

6

1

открытый конкурс

192

0,75

0,77

2,63

2

аукцион в электронной форме

13324

52,34

22,59

77,10

3

запрос котировок

6730

26,44

1,26

4,30

 

запрос предложений

46

0,18

0,9

3,07

4

конкурс с ограниченным участием

15

0,06

0,97

3,31

5

единственный поставщик

5151

20,23

2,81

9,59

 

Итого

25458

100

29,3

100

Диаграмма 8. Цена контрактов, заключенных по итогам конкурентных торгов в 2015 году

icgmablo6123911013466857255.gif

Рост количества заключенных контрактов за 2015 год и суммарной цены заключенных контрактов в сравнении с прошлым годом представлен на диаграмме 9.

Диаграмма 9. Количество и объем заключенных контрактов

за 2014-2015 годы

jzvyjwig5813570685885105504.gif   dyleypvz6684595083663666683.gif

Наиболее крупные контракты, заключенные в 2015 году, представлены на диаграмме 10.

Диаграмма 10. Топ-5 контрактов, заключенных в автономном округе в 2015 году

qrbwfkhq1171788718355046171.gif

В 2015 году было расторгнуто 2286 контрактов на общую сумму 3,08 млрд. рублей, что на 7,4% и 8,9% соответственно превышает показатели 2014 года. Основная часть контрактов расторгнута по соглашению сторон, при этом отмечается увеличение числа расторгнутых контрактов по решению заказчика. В 2015 году заказчики стали более активно пользоваться своим правом расторжения контрактов в одностороннем порядке в связи с недобросовестным исполнением контрактов поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Вместе с тем рост числа расторгнутых контрактов может быть также связан с ухудшением финансового состояния поставщиков в связи с экономической нестабильностью.

Данные о зарегистрированных контрактах сформированы на основании информации, включенной в реестр контрактов.

Расхождение между информацией об осуществленных закупках и информацией, внесенной в реестр контрактов, обусловлено несостоявшимися закупками, полученной экономией, проведением опережающих закупок, повторными процедурами, требованиями законодательства о сроках заключения контракта и т.п.

Участие в выставочных мероприятиях

В марте 2015 года представители автономного округа приняли участие в 11-ом Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ – За честные закупки». Делегаты Югры приняли участие в основных мероприятиях Форума: заседании экспертного совета Регионов Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам», конференции, посвященной развитию единой информационной системы государственных закупок. Обсуждение касалось многих вопросов, в том числе доступа малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам, использование банковских гарантий, возможности банковского сопровождения гарантий и других.

В результате участия во Всероссийском Форуме-выставке «Госзаказ – За честные закупки» Депгосзаказа Югры был отмечен благодарственным письмом организаторов.


 

Приложение 1.1

Перечень нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принятых в 2015 году

  1. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.02.2015 № 41-п «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.07.2013 № 244-п «О Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
  2. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.04.2015 № 98-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 2.12.2011 № 445-п «Об утверждении порядка формирования и исполнения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
  3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.07.2015 № 233-п «О требованиях к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;
  4. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.09.2015 № 329-п «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.07.13 № 244-п «О Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»»;
  5. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.12.2015 № 463-п «О Правилах определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельным ценам товаров, работ, услуг), закупаемых органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
  6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.12.2015 № 489-п «О порядке обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
  7. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.12.2015 № 490-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 июля 2013 года № 244-п «О Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»»;
  8. Приказ Депгосзаказа Югры от 17.02.2015 № 17 «Об утверждении типовых дополнительных соглашений к государственным контрактам (гражданско-правовых договорам)»;
  9. Приказ Депгосзаказа Югры от 27.02.2015 № 22 «О внесении изменений в приказ от 22.11.2013 № 71 «Об утверждении методики оформления расчета начальной (максимально) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)»;
  10. Приказ Депгосзаказа Югры от 06.03.2015 № 27 «Об утверждении Порядка приема заявок на участие в открытом конкурсе/запросе предложений/запросе котировок»;
  11. Приказ Депгосзаказа Югры от 27.03.2015 № 36 «Об утверждении инструкции по формированию и исполнению плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, об осуществлении закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций»;
  12. Приказ Депгосзаказа Югры от 03.04.2015 № 38 «Об утверждении методики по установлению критериев оценки и применения порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном  конкурсе»;
  13. Приказ Депгосзаказа Югры от 10.04.2015  № 42 «Об утверждении типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд автономного округа»;
  14. Приказ Депгосзаказа Югры от 22.04.2015 № 47 «О внесении изменений в приказ от 06.11.2014 № 90 «Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности и результативности закупочной деятельности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
  15. Приказ Депгосзаказа Югры от 07.10.2015 № 83 «О внесении изменений в приказ Депгосзаказа Югры от 30.03.2015 №37 «Об утверждении правил определения нормативных затрат»»;
  16. Приказ Депгосзаказа Югры от 20.10.2015 № 89 «Об утверждении ведомственного плана по реализации мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе –

Югре»;

  1. Приказ Депгосзаказа Югры от 11.11.2015 № 96 «О внесении изменений в приложение к приказу Депгосзаказа Югры от 30.10.2015 года № 94 «Об утверждении типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд автономного округа»;
  2. Приказ Депгосзаказа Югры от 10.12.2015 № 109 «О внесении изменений в приказ от 12.11.2015 № 98 «Об утверждении методики оформления расчета начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)»;
  3. Приказ Депгосзаказа Югры от 10.12.2015 № 110 «О внесении изменений в приказ от 27.03.2015 № 35 «Об утверждении порядка и оформления документов для проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уполномоченным органом автономного округа»;
  4. Приказ Депгосзаказа Югры от 10.12.2015 № 111 «О внесении изменений в приказ от 18.08.2015 № 76 «Об утверждении методики по разработке технических заданий при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
  5. Приказ Депгосзаказа Югры от 16.12.2015 № 113 «О внесении изменений в приказ Депгосзаказа Югры от 15 августа 2013 года № 44 «Об утверждении типового положения о единой комиссии по осуществлению закупок и типовых форм документов по размещению заказов для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
  6. Приказ Депгосзаказа Югры от 22.12.2015 № 114 «Об утверждении состава членов Общественного совета при Депгосзаказа Югры на 2016-2018 годы».



[1] За исключением случаев, когда закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) была осуществлена по пп. 4, 5, 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.


[2] За исключением случая, когда закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) была осуществлена по результатам конкурса, аукциона, запроса предложений, запроса котировок, признанных несостоявшимися, в том числе, когда закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) была осуществлена по результатам конкурса, аукциона, запроса предложений, признанных несостоявшимися, по согласованию с контрольным органом.

 



Опубликовано: 09.03.2016 11:45        Обновлено: 09.03.2016 11:47
Яндекс.Метрика