Размер:
Цвет:

Отчет о результатах мониторинга закупок за 2018 год

Результаты мониторинга закупок за 2018 год

 

1.                Развитие нормативной правовой базы в сфере размещения заказов

 

В продолжение работы по гармонизации требований положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) с действующей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – автономный округ) региональной нормативной правовой и методической базой закупок разработаны и утверждены:

постановление Правительства автономного округа от 30.03.2018 № 88-п «О внесении изменений в приложения 1, 2 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 июля 2013 года № 244-п «О Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – постановление № 88-п), которым внесены изменения в План мероприятий по реализации концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в автономный округе, в частности добавлен подпункт 29.2 о создании на базе государственной информационной системы «Государственный заказ» информационного сервиса, осуществляющего адресное информирование организаций о закупках. Постановление № 88-п направлено на создание необходимых условий повышения оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата и внедрения информационного сервиса в целях привлечения к участию потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд автономного округа, а также своевременного уведомления об изменениях, связанных с такими закупками. В настоящее время функционирует Единая информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд позволяющая находить информацию о закупках, осуществляемых государственными и муниципальными заказчиками, однако указанная система не позволяет уведомлять о закупках и отслеживать информацию по вносимым изменениям в закупочную документацию; создание информационного сервиса позволит информировать о закупках потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, а также своевременно уведомлять об изменениях, вносимых в размещенные закупки, позволит обеспечить открытость, прозрачность информации о закупках и привлечь к участию в закупках организации, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства; постановлением № 88-п предлагается реализовать информационный сервис на базе сайта в сети Интернет с доменным именем www.zakupki.admhmao.ru, региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд автономного округа;

постановление Правительства автономного округа от 13.07.2018
№ 214-п «О внесении изменений в некоторые постановления» (далее – постановление № 214-п) утвержденное в целях приведения нормативных правовых актов автономного округа в соответствие с действующим законодательством актуализируются постановление Правительства автономного округа от 25.11.2016 № 464-п, устанавливающее порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд автономного округа, постановление Правительства автономного округа от 01.12.2017 № 477-п, устанавливающее методические рекомендации по применению методов определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и постановление Правительства автономного округа от 05.02.2016 № 17-п, определяющее региональную информационную систему в сфере закупок и порядок ее функционирования и использования, в частности постановлением № 214-п уточняются положения правовых актов в целях взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа при проведения общественного обсуждения закупок, оптимизации методики определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и реализации мероприятий на ввод в эксплуатацию информационную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

постановление Правительства автономного округа от 31.08.2018
№ 272-п «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – постановление № 272-п) актуализирует данные, содержащиеся в постановлении Правительства автономного округа от 18.12.2015 № 463-п (далее – постановление № 463-п), так классификация товаров, работ, услуг приведена в соответствие действующими кодами и их наименованием. Дополнительно постановлением 272-п предусмотрено внесение изменений в постановление Правительства автономного округа от 24.01.2014 № 21-п «О Порядке формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Порядке формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – постановление № 21-п), в связи с принятием и вступлением в законную силу с 1 июля 2018 года отдельных положений Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в частности, законодателем на уровне Российской Федерации установлены случаи, при которых внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, но не ранее размещения внесенных изменений в единой информационной системе в соответствии с частью 15 настоящей статьи, вместо ранее действовавшего 10-дневного срока;

постановление Правительства автономного округа от 28.09.2018
№ 331-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.02.2016 № 17-п «О региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» разработано в целях приведения Порядка функционирования и использования региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд автономного округа, в соответствие единым требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 № 1091 «О единых требованиях к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2018 № 768), а именно в части уточнения использования электронной подписи, вид которой предусмотрен Федеральным законом № 44-ФЗ;

постановление Правительства автономного округа от 28.09.2018
№ 332-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 июля 2015 № 233-п «О требованиях к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения», которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2018 № 712 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» отменяется обязательность рассмотрения на заседаниях общественных советов при государственных органах:

правил определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг);

требований к закупаемым ими, соответственно их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг);

устанавливается, что это право государственных органов предварительно обсуждать на заседаниях общественных советов такие проекты правовых актов, также отменяется порядок их рассмотрения;

учитывая внесение изменений в акты нормирования, разрабатываемые для обеспечения федеральных нужд, в целях уточнения и совершенствования механизма внесения изменений в акты нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных нужд автономного округа, постановлением изменяются:

срок проведения обсуждения в целях общественного контроля с не менее 10 календарных дней со дня размещения проектов правовых актов в единой информационной системе в сфере закупок на не менее 5 рабочих дней;

срок размещения государственными органами в единой информационной системе в сфере закупок протокола обсуждения в целях общественного контроля с не позднее 3 рабочих дней со дня рассмотрения предложений общественных объединений, юридических и физических лиц на не позднее 30 рабочих дней;

срок пересмотра правовых актов, принятых в части нормативных затрат и требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельным ценам товаров, работ, услуг) устанавливается по мере необходимости.

В ходе Петербургского международного экономического форума в мае 2018 года заключено Соглашение о сотрудничестве между Правительством автономного округа и Правительством Москвы при осуществлении государственных и корпоративных закупок товаров, работ, услуг в электронной форме с использованием автоматизированной информационной системы «Портал поставщиков» (далее – Соглашение) (Постановление Правительства автономного округа от 20.04.2018 № 118-п).

Целями Соглашения являются установление стратегического партнерства, развитие долгосрочного, эффективного и взаимовыгодного сотрудничества в сфере осуществления государственных и корпоративных закупок товаров, работ, услуг в электронной форме, с использованием подсистемы Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы «Портал поставщиков», и внедрения лучшей практики по использованию электронной платформы поставщиков, одобренной на заседании Государственного совета Российской Федерации от 05.04.2018, таким образом, устанавливается возможность использования автоматизированной информационной системы «Портал поставщиков» для осуществления государственных и корпоративных закупок, не подлежащих обязательному размещению в единой информационной системе в сфере закупок, в соответствии с частью 2 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, части 15 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ), кроме того, в целях реализации постановления Правительства автономного округа от 01.12.2017 № 477-п «О методических рекомендациях по применению методов определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и о внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 февраля 2016 года № 17-п «О региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», Соглашением предусматривается информационное взаимодействие региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд автономного округа и автоматизированной информационной системы «Портал поставщиков».

Ожидается, что меры, указанные в Соглашении, позволят повысить экономическую эффективность закупок на территории автономного округа, спрос и конкурентоспособность товаров российских производителей, обеспечат участие в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок субъектов малого предпринимательства.

В ноябре 2018 года состоялось подписание дополнительного трехстороннего соглашения об интеграции Портала поставщиков и государственной информационной системой «Государственный заказ» межу Департаментом города Москвы по конкурентной политике, Департаментом информационных технологий города Москвы и Депгосзаказа Югры. Основная цель подключения региональной системы округа к порталу поставщиков – привлечение предпринимателей из других регионов на рынок закупок автономного округа. Таким образом, конкуренция будет расти, и способствовать экономии бюджетных средств.

В марте 2018 года Депгосзаказа Югры определен исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным на утверждение типового положения о закупке и определение бюджетных, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий автономного округа, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений. (Распоряжение Правительства автономного округа от 07.03.2018 № 99-рп «Об определении исполнительного органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченного на утверждение типового положения о закупке и определение бюджетных, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений».

В целях повышения профессионального уровня специалистов, занимающихся осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в государственных и муниципальных организациях, в автономном округе на системной основе проводятся семинары и обучающие мероприятия.

Так, Депгосзаказа Югры в январе 2018 года проведен вебинар «Порядок работы в государственной информационной системе «Государственный заказ» при определении цены контракта при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ». Участниками вебинара стали представители заказчиков автономного округа в количестве более 100 человек.

В феврале 2018 года проведен семинар по теме «Последние изменения в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором приняли участие руководители и сотрудники контрактных служб, контрактные управляющие, руководители и сотрудники муниципальных органов, уполномоченных на определение поставщиков, сотрудники структурных подразделений органов власти автономного округа, уполномоченные на осуществление внутреннего финансового контроля, ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, контроля за деятельностью учреждений и органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление внутреннего финансового контроля и контроля в сфере закупок, количество участников составило более 360 человек. Лекторами выступили специалисты учебного центра «РТС-тендер».

Депгосзаказа Югры в мае 2018 года было организовано проведение семинара «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг. Практика применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ». Лекторы Института госзакупок рассказали о последних изменениях, внесенных в Федеральный закон № 44-ФЗ, в подзаконные нормативные акты, регулирующие осуществление закупок, а также о новом веянии 2018 года – электронизации закупок – изменений, предусматривающих с 1 июля 2018 года право, а с 01 января 2019 года – обязанность, проведения конкурса, запроса котировок и запроса предложений в электронной форме. Участие в мероприятии приняли более 500 человек, среди них руководители контрактных служб, специалисты по закупкам муниципальных образований, представители органов власти автономного округа, уполномоченных на осуществление внутреннего финансового контроля, ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, контроля за деятельностью учреждений. Кроме того были освещены темы прогнозирования и планирования закупок, дан обзор ключевых изменений и нововведений импортозамещения при осуществлении закупок в рамках Федерального закона № 44-ФЗ.

В завершение семинара у участников была возможность в рамках «круглого стола» обсудить актуальные моменты или вопросы, касающиеся госзакупок по Федеральному закону № 44-ФЗ и задать интересующие вопросы лекторам.

В августе Депгосзаказа Югры совместно с «Национальной электронной площадкой» провели ряд обучающих мероприятий, участие в которых приняло более 500 человек:

семинар «Актуальные изменения законодательства 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Новые виды закупок для СМП», где освещены темы о порядке разработки и утверждения, основных особенностях положений о закупках в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, частые ошибки заказчиков, а также электронные способы закупок, изменение алгоритмов проведения электронных процедур в связи с принятыми 31 декабря 2017 года поправками в Федеральном законе № 223-ФЗ, рассмотрены закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства, алгоритмы и особенности их проведения, электронные контракты, проведен обзор административной и судебной практики рассмотрения жалоб;

семинар «Контрактная система в сфере закупок: нововведения и практические аспекты применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд» на котором рассмотрены реформирования системы государственных и муниципальных закупок: новеллы законодательства, вступившие в силу с 1 января 2018 года, проведен обзор важных изменений, внесённых в Федеральный закон № 44-ФЗ и подзаконные нормативные акты, проведен обзор типовых нарушений, разбор нетиповых и сложных ситуаций при проведении закупок, в том числе с учетом поправок от 1 июля 2018 года, а также осуществлен обзор судебной практики по вопросам закупочной деятельности.

В ноябре Депгосзаказа Югры совместно с Департаментом города Москвы по конкурентной политике проведен семинар «Портал поставщиков как эффективный инструмент осуществления закупок малого объема». Участниками семинара стали руководители и сотрудники контрактных служб, контрактные управляющие, руководители и сотрудники муниципальных органов, уполномоченных на определение поставщиков, сотрудники структурных подразделений органов власти автономного округа, уполномоченные на осуществление внутреннего финансового контроля, ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, контроля за деятельностью учреждений и органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление внутреннего финансового контроля и контроля в сфере закупок, количество участников составило более 200 человек. В ходе семинара заказчики Югры узнали об основных эффектах от внедрения технологических решений Портала поставщиков, порядке проведения электронных процедур, которые с января 2019 года станут обязательными для всех заказчиков, задали вопросы о нормативном регулировании проведении закупок малого объема в электронной форме и в том числе и о порядке взаимодействия Единой информационной системы с электронными площадками. Так же в обучающую программу был добавлен модуль о грядущих изменениях в работе по Федеральному закону 44-ФЗ и Федеральному закону 223-ФЗ.

В рамках XV Торжественной Церемонии вручения Премии Рунета 2018 автономный округ отмечен наградой впервые представленной номинацией «Онлайн-закупки: бизнес, государство, регионы». Премия Рунета – общенациональная награда в области высоких технологий и интернета, которая присуждается лидерам цифровой отрасли. Присвоение столь высокой оценки свидетельствует о признании автономного округа лидером по переводу закупок «малого объема» в электронный формат, что способствует созданию в округе здоровой конкурентной среды и эффективному использованию бюджетных средств.

Работа, проводимая по развитию конкуренции и повышению эффективности закупок в 2018 году, обеспечила передовые позиции автономному округу в Национальном рейтинге прозрачности закупок. Автономный округ среди субъектов Уральского федерального округа единственный удостоился наивысших оценок в номинации «Государственные заказчики Регионального уровня», с присвоением статуса «Гарантированная прозрачность». По итогам проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок 2018» автономный округ занял достойное 2 место.

Проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» сопровождает независимый исследовательский центр, специализирующийся на экономическом и правовом анализе российского рынка государственных и корпоративных закупок. Рейтинг прозрачности формируется с целью создания единой системы непрерывного мониторинга за состоянием и тенденциями национального рынка закупок, и формируется при поддержке ФАС России, Минэкономразвития России, Счетной палаты РФ, профильных комитетов Государственной Думы РФ. Среди критериев, по которым оценивались закупщики, были число поставщиков, допущенных к конкурентным процедурам, число поданных заявок на участие, доля отклоненных и состоявшихся закупок, а также доля процедур без заявок на участие, с единственной соответствующей заявкой и другие показатели.

 Полную версию отчета см. во вложенном файле


Опубликовано: 31.01.2019 16:10        Обновлено: 01.02.2019 09:49